На арену с чистой совестью
За последние годы допинг превратился в одну из самых болевых точек мирового спорта. Фармакологическая чума поразил многие виды спорта – легкую и тяжелую атлетику, плавание и велоспорт, биатлон и лыжные гонки. Однако руководство Международного олимпийского комитета (МОК) настроено на решительную борьбу со всякого рода незаконной «химией».
Кроме того, участники московского «саммита» согласовали перечень комитетов, а также определили порядок взаимодействия с аналогичными антидопинговыми организациями.
– На первом этапе будут созданы комитеты по терапевтическому использованию запрещенных субстанций, по управлению результатами тестирований, а также комитет по апелляциям, – рассказывает один из участников заседания, начальник отдела научного и медицинского обеспечения Александр Деревоедов. – В частности, будет создана база данных, содержащая информацию о спортсменах, которые по состоянию здоровья вынуждены принимать медицинские препараты. Одним из наиболее важных вопросов является обеспечение права спортсменов на беспристрастное и объективное разбирательство в тех случаях, когда выявлено нарушение антидопинговых правил.
Уже известно, что наказания за применение запрещенных препаратов с 2009 года, когда вступит в силу новая редакция антидопингового кодекса, будут ужесточены. К тому же рассматривается возможность недопущения спортсменов, дисквалифицированных в текущем олимпийском цикле более чем на полгода, к участию в Играх. В большинстве случаев срок дисквалификации будет составлять четыре года, но возможен и пожизненный приговор, например, если спортсмен не только принимал сам, но и участвовал в распространении запрещенных препаратов.
Примечательно, что штаб-квартира РАДО разместится в Минске, поскольку ее возглавил руководитель Национального антидопингового агентства Белоруссии Николай Кручинский. Но чтобы полностью соответствовать требованиям ВАДА, в России создано национальное антидопинговое агентство – РУСАДА.
Понятно, что РУСАДА в первую очередь займется разработкой национальной антидопинговой программы. Потом предстоит ее согласование со всеми национальными федерациями, и к ноябрю этот документ будет представлен в ВАДА. По словам Александра Деревоедова, необходимо в обязательном порядке обеспечить право спортсменов на участие в соревнованиях, свободных от «химии»:
– Поэтому уже сейчас мы впервые организовали у нас в стране тренинги офицеров допинг-контроля. Они проходят в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Иркутске. В дальнейшем одним из важных направлений деятельности будет проведение беспристрастных слушаний по каждому случаю нарушения антидопинговых правил. При этом мы увеличиваем количество проб, взятых у спортсменов на исследования. Если в 2006 году в России было сделано 5 тысяч проб, то в 2007-м – уже 7,5 тысячи, а в этом году мы бы хотели выйти на уровень 10-12 тысяч. Этого вполне достаточно, чтобы контролировать основные составы национальных сборных, но недостаточно, чтобы проверять в полном объеме резерв. А это крайне важно: как показывает практика, многие «дурные привычки» начинаются именно в детских и юношеских командах, когда ничего не ведающим ребятам предлагают принять средства, «повышающие» работоспособность.
Но самое удивительное заключается в том, что известные и опытные спортсмены, которые считаются сильнейшими в своих видах, нередко попадаются на допинге. Почему же происходит такое, если сами атлеты постоянно заявляют о своей заинтересованности в честном и незапятнанном имидже?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет, – говорит начальник отдела антидопингового контроля Росспорта Наталья Ваганова. – Случаи обнаружения запрещенных препаратов не столь часты, они составляют не более 1,5 процента от всех проведенных исследований, однако вызывают большой резонанс. К сожалению, довольно часто запрещенные субстанции оказываются в организме спортсмена после того, как он принимал медицинские препараты или пищевые добавки, приобретенные им самостоятельно без консультации со специалистами. А ведь по статистике МОК, каждая пятая пищевая добавка, поступающая в продажу, содержит запрещенный препарат, не отраженный в аннотации.
Тем не менее, по правилам ВАДА, именно спортсмены несут полную ответственность за то, что попадает в их организм.
Андрей АРЕФЬЕВ