На нейтральной территории
Конфликт в Южной Осетии не обошел стороной даже европейский футбол. Специальная комиссия УЕФА решила, что отборочный матч Евро-2009 между юношескими сборными России и Грузии не стоит проводить в Москве по соображениям безопасности. Игра была перенесена на нейтральную территорию и прошла в белорусской столице.
С самого начала стало понятно, что главной интригой игры будет не счет, а ее политическая составляющая, которая и привела всех на стадион «Трактор» в Минске. Всем присутствующим, может, кроме самых маленьких зрителей, было понятно, что УЕФА перенес игру сюда именно из-за конфликта в Южной Осетии. Это было заметно и по тому, какими плакатами были украшены трибуны: «Нет войне», «Мы за мир», «Русские и грузины должны быть друзьями», «Отложите танки и бомбы, играйте в футбол». Организаторы старались, чтобы обеим командам был оказан одинаково теплый прием. Белорусским зрителям раздали и российские, и грузинские флаги, а небольшой кусочек трибуны, на котором ютились болельщики из Грузии, местный ОМОН всячески старался оградить от их соседей, чтобы крики «Вперед, Россия!» не заглушали грузинскую поддержку.
О политике не надо было напоминать и игрокам. «То, что мы играем сегодня с россиянами, конечно же, настраивает нас более воинственно», – сказал Джаба Липатрия из грузинской команды еще до начала матча. Дмитрий Комбаров, российский полузащитник, был не менее готов к игре: «Конечно же, мы хотим победить. Поражение от Грузии в последней встрече и все эти события в Южной Осетии настраивают нас на реваншистский лад». Эти слова можно было принять всерьез, наблюдая за потасовкой во втором тайме, в которой участвовали все игроки на поле. Эмоции накалились после того, как грузинский игрок задел ногу молодого российского форварда Александра Прудникова, забившего по ходу матча два гола. Но в основном ни российские, ни грузинские игроки не считали, что политика хоть как-то повлияла на ход игры. «Драки иногда случаются, но это нормально для футбола. Посмотрите на многие европейские матчи. Мы знаем, конечно, что ничего хорошего сейчас не происходит между Россией и Грузией, но футбол – совершенно другое дело, и политика к нему никакого отношения не имеет», – сказал грузинский полузащитник Сандро Кобахидзе.
Похоже, единственным человеком, который в тот день серьезно говорил о политике, был тренер грузинской сборной – хорват Петар Шегрт: «Для нас не было никакой возможности играть в России. Многие люди погибли в этой войне [в Южной Осетии], и я не думаю, что это не имеет значения. Когда тысячи умирают, я не говорю о политике, это важно. Большинство игроков боялись приезжать даже сюда [в Минск]. А если бы игра проводилась в Москве, что, если бы на них совершили нападение? На ком тогда лежала бы ответственность?»
Петару Шегрту сразу же хочется возразить, что если бы перед российским футбольным союзом поставили задачу обеспечить безопасное проведение этой встречи, без сомнения, все прошло бы гладко. У России уже есть немалый опыт обеспечения безопасности во время футбольных событий любого масштаба. Но что можно поделать, если кому-то хочется смешать спорт с политикой и строить из себя пострадавшую сторону? Именно грузинская федерация футбола обратилась в УЕФА с требованием перенести матч из России на нейтральную территорию, угрожая тем, что иначе грузинская сборная вообще не явится на матч. Более того, на игру был привезен запасной состав, поскольку основной якобы пострадал во время военных действий и не имел возможности тренироваться.
А вот грузинских болельщиков можно считать главными пострадавшими от политики, которую проводят международные футбольные союзы. Вместе с матчем молодежной сборной с Россией, который не стали проводить в Москве, на нейтральную территорию был перенесен и матч с Польшей, который изначально должен был пройти в Тбилиси. ФИФА также лишила грузин возможности увидеть свою сборную в отборочном матче чемпионата мира – 2010 со сборной Ирландии. Вместо Тбилиси игра состоялась в немецком Майнце. В заявлении ФИФА говорилось, что матч был перенесен «на нейтральное поле в связи с недавними событиями в Грузии, которые ставят под сомнение безопасность прибывающих в страну гостей по территории всей страны». Но почему-то плохо верится, что за этими словами стоит одна лишь забота о безопасности игроков. Больше похоже на то, что ФИФА и УЕФА используют футбол для целей, весьма далеких от спорта.
Варвара СЕРЕБРЯКОВА