Начало неведомой эры
В борьбу за главный трофей – Кубок Гагарина, изготовленный из восьми килограммов чистого серебра, – вступили 24 команды из России, Белоруссии, Латвии и Казахстана. С появлением нового турнира, пришедшего на смену Суперлиги, многие маститые специалисты уже сегодня связывают большие надежды.
Действительно, первенство Суперлиги в последние сезоны славилось своей предсказуемостью. Существовала элитная группа из четырех-пяти команд, ведущих борьбу за «золото», и так называемое «болото», то есть клубы, которые только в розовых снах могли увидеть себя на пьедестале. Внизу же турнирной таблицы плелись аутсайдеры, чье существование можно было оправдать либо пресловутыми «хоккейными традициями региона», либо необходимостью реализовать «социальный проект».
Дошло до того, что Суперлигу скептики в пренебрежительном тоне стали называть «чемпионатом нефтедолларов», имея в виду главный источник ледовой мощи всех последних чемпионов России.
Альтернатива такому безрадостному в общем-то положению дел виделась в североамериканской НХЛ, в которой теневых схем финансирования нет и в помине, а на победу претендуют практически все без исключения команды. Последний тезис вовсе не преувеличение: да, за один сезон суперклуб в НХЛ создать невозможно, но, по крайней мере, там существует реально работающая система по перековке аутсайдеров в фаворитов.
Теперь и у нас тоже решили пойти похожим путем, адаптировав, насколько это возможно, заокеанские принципы к российским условиям.
Отцы-создатели КХЛ никогда не скрывали, что за аналог они брали североамериканскую хоккейную лигу. Неслучайно в качестве консультанта, в частности, приглашался Боб Гуденау, многолетний босс профсоюза игроков НХЛ. Впрочем, присутствует и отечественный колорит. Четыре дивизиона КХЛ названы именами великих представителей нашего хоккея – Всеволода Боброва, Аркадия Чернышева, Анатолия Тарасова и Валерия Харламова. Главный трофей – Кубок имени Юрия Гагарина. Это и сильно, и смело. Раз новая лига – так с космическими амбициями. Но помимо внешних эффектов в КХЛ, что более важно, появились такие нужные регуляторы хоккейной жизни, как потолок зарплат игроков и прозрачные (хотелось бы верить) бюджеты. Правда, говорить об эффективности работы всех заимствованных механизмов пока рано.
Так, например, за несколько дней до начала чемпионата впервые в истории отечественного хоккея был проведен так называемый драфт отказов. В НХЛ с помощью этой системы, которая там отработана до мелочей, клубы имеют возможность в последний перед стартом очередного сезона момент доукомплектовать свои составы. В России, однако, первый «отказной» блин вышел комом. На дозаявочный рынок были выставлены 18 игроков. Но ни одной команде никто из отказников так и не приглянулся. По словам организаторов лиги, вывод они уже сделали, и драфт отказов в его нынешнем виде проводиться больше не будет.
Отдельная чувствительная тема – регламент КХЛ. Частично он был опробован на предсезонных турнирах и подвергся критике со стороны некоторых тренеров. Главные опасения наставников команд связаны с сокращением заявочного листа на матч – с 22 игроков это число уменьшилось до 20. «Подобный секвестр ставит нас в непривычно жесткие рамки и вынуждает играть в три пары защитников, что не может меня не волновать, – делится опасениями главный тренер ЦСКА и сборной России Вячеслав Быков. – Представим ситуацию: нашего игрока судьи удаляют до конца игры или его сознательно выбивают соперники, что, к сожалению, в хоккее тоже случается. И как нам тогда играть в пять защитников при таком неимоверно напряженном графике турнира? Не знаю, о чем думали организаторы, когда принимали такое положение регламента».
Надо заметить, что новый чемпионат не только совпал с приездом в Россию целой охапки ледовых знаменитостей и возращением на Родину, главным образом из НХЛ, некоторых игроков российской сборной, но и с явным ухудшением отношений с Национальной хоккейной лигой. Недавняя скандальная история с отъездом за океан нескольких молодых хоккеистов с действующими контрактами нарушила все ранее принятые взаимные обязательства между НХЛ и КХЛ. При этом российская сторона никаких санкций к этим беглецам применять не намерена. В аналогичной ситуации и американский клуб «Нэшвил», из которого в Россию уехал Александр Радулов, – он требует дисквалификации нашего спортсмена. Но «сдавать» его никто не собирается.
– Все попытки дисквалифицировать Радулова не имеют под собой никаких юридических и договорных оснований, – уверен идейный вдохновитель и президент КХЛ Александр Медведев. – Я надеюсь, что Международная федерация хоккея также не пойдет на поводу у заокеанских коллег. В том случае, если это все-таки случится, мы со своей стороны оперативно задействуем все возможные механизмы, включая судебные, для того чтобы Радулов мог без проблем выступать в международных соревнованиях в составе национальной сборной команды России.
Что же касается всей схемы взаимоотношений с НХЛ в свете последних скандалов, то, по мнению Медведева, пока эти контакты развиваются по неприемлемому для России сценарию:
– Мы предложили НХЛ систему взаимоотношений, которая пошла бы на пользу всему мировому хоккею, включая Северную Америку. Но, к сожалению, как выяснилось, наши заокеанские партнеры по-прежнему пребывают в плену своих заблуждений об однополярном хоккейном мире. И с этой, явно непродуктивной позиции пытаются диктовать Европе, и прежде всего, конечно, России, свои условия. Там, вероятно, еще не осознали, что время изменилось. И мы под их дудку плясать больше не будем. Надеюсь, что уже на своем ближайшем совещании Международная федерация хоккея также примет определенные меры, касающиеся дальнейших отношений с НХЛ.
Рассуждая о перспективах собственно КХЛ, Медведев не скрывает: в первом сезоне без ошибок, разумеется, не обойдется. Этот станет в какой-то степени экспериментальным. Все недоработки, которые проявятся по ходу турнира, обязательно будут исправлены задолго до начала следующего первенства. В перспективе лигу ожидают совершено захватывающие новации. По словам Медведева, не исключено, что уже в ближайшем будущем она расширится с нынешних 24 до 32 клубов. Серьезное пополнение ожидается из Западной и Центральной Европы. Кроме того, есть планы по созданию сильных команд в Лондоне, Париже и Милане. Пока трудно сказать, когда эти идеи претворятся в жизнь, но у крупных инвесторов, по словам Медведева, уже сейчас есть серьезный интерес к этим хоккейным проектам. А это значит, что в перспективе в орбиту КХЛ могут быть вовлечены все ведущие страны Старого Света.
Андрей АРЕФЬЕВ