Потрясатели Вселенной
Неоднозначные итоги Олимпиады в Пекине специалистам еще предстоит обсосать до последней косточки, но главный вывод уже очевиден. Девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!» в китайском варианте означал только одно: быстрее, выше и сильнее всех в Пекине должны быть только хозяева Игр. Олимпиаду-2008 они превратили в свою домашнюю монополию, где всем прочим спортсменам были уготованы лишь отдельные утешительные радости с медального стола.
Сами же китайцы утверждают, что феноменальные успехи их атлетов стоят на трех китах. Дисциплина. Национальное самосознание, то есть патриотизм. Плюс – государственный подход к развитию спорта.
При этом они скромно умалчивают, что систему подготовки этих самых атлетов они срисовали один к одному с советского и восточногерманского образцов. А особенно с советского, поскольку он им ближе по духу. Отсюда – бесконечно длящиеся сборы, с тремя тренировками в день. Мы от этого отказались. Они, наоборот, освоили и снимают теперь медальные пенки.
– Например, в прыжках в воду китайцы совершенно четко работают по советской системе, – утверждает главный тренер сборной России по этому виду спорта Алексей Евангулов. – И сами они в разговорах нисколько не стесняются в этом признаваться. Их тренеры еще до распада Союза часто приезжали к нам на стажировку, смотрели, слушали, записывали. И теперь мы видим плоды кропотливых многолетних трудов. Практически все олимпийское «золото» – у представителей Поднебесной.
Даже структура управления спортом в Китае выстроена строго по СССРовскому шаблону. Общее руководство осуществляет Государственное управление по физической культуре и спорту, имеющее региональные подразделения во всех провинциях страны. Незадолго перед пекинскими Играми, кстати, было объявлено, что региональные спортивные комитеты, чьи мастера соберут наибольшее число наград, получат хорошее материальное вознаграждение.
В целом на нужды спорта уходит около двух процентов бюджета страны. Цифра, по сравнению с Россией, колоссальная. Впрочем, государство обеспечивает лишь около шестидесяти процентов финансирования, остальные средства поступают за счет всевозможных лотерей – по закону, они обязаны отчислять до 30 процентов выручки на развитие спортивного движения в стране.
Еще один штрих – китайские спортсмены, завоевавшие в Пекине «золото», в качестве премиальных получили от государства по 50 тысяч долларов на нос. Так вот, 10 тысяч из этой суммы каждый чемпион обязан пожертвовать в национальный фонд развития спорта. Правильно, прежде думай о Родине, а потом о себе! Помним. Проходили.
Помимо щедрого финансирования и отменной материальной базы к услугам китайских тренеров – практически неограниченный человеческий ресурс. По данным социологов, о карьере профессионального спортсмена грезит каждый второй китайский подросток. Особенно велика эта цифра в бедных районах страны. Для тамошних ребятишек большой спорт – едва ли не единственная реальная возможность выбиться в люди. Вот они и выбиваются. Прут и прут могучим ураганом, приводя остальной мир в состояние, близкое к панике.
Впрочем, не все так фатально, как кажется. Стоит более внимательно приглядеться к деталям, как сразу становится ясно, что китайский спортивный дракон на самом деле не так уж и страшен, каким он рисуется ушибленному воображению проигравших. Да, китайцы научились готовить чемпионов. Впрочем, нет – скорее они научились их штамповать, как штампуют кастрюли. Большинство чемпионов made in China – продукт одноразового применения. Поэтому, не боясь ошибиться, можно предположить, что через четыре года в Лондоне в составе китайской команды мы практически не увидим нынешних триумфаторов. Их заточили конкретно под Пекин. Свое дело они сделали. В дальнейшем их места займут другие – свежие и голодные до побед.
«Великий спортсмен» – и этот броский ярлык на китайский спортивный «товар» тоже как-то не клеится. Развитие спорта – в его многообразии. Но развивать спорт по-китайски, как считают многие специалисты, значит загонять его в тупик. Да, в Китае действует много школ по разным олимпийским дисциплинам. Но все они, как правило, работают по единой методике, признанной единственно правильной и спущенной сверху. Один наш тренер даже пошутил на эту тему. Когда его спросили, долго ли еще будет длиться спортивное «извержение» в Поднебесной, он, усмехнувшись, ответил: «До победы демократии в Китае».
Звучит смешно, хотя на самом деле в его шутке, кроме формы и подачи, нет ни грамма юмора. В этих трех словах – ответ на все вопросы о сегодняшнем китайском чуде. Глядя на них, мы видим себя, какими мы были в начале 60-х годов прошлого века. Разный у нас только разрез глаз. А в остальном – все то же самое. Партия сказала: «Надо стать спортивной сверхдержавой». Атлеты и тренеры ответили: «Есть». И получите – 51 золотую олимпийскую медаль.
Андрей АРЕФЬЕВ