Полоса красная, полоса белая
Легендарному спартаковцу Никите Симоняну исполнилось 95 лет
ФОТО: spartak.com
БЛЮЗ РВАНЫХ ШТИБЛЕТ
Его путь в большой футбол начинался точно так же, как у многих других известнейших игроков того времени - с пустыря по соседству, где он взахлеб гонял мяч с мальчишками. А вечером получал тумаки от отца, сапожника, за порванные ботинки. «Брось ты наконец эту хулиганскую игру», - в сердцах кричал он. И, вздохнув, принимался вновь и вновь чинить обувку сына.
Много лет спустя, когда отец как-то приехал к нему в Москву, сын купил ему билет на матч «Спартака» на самое лучшее место. Красно-белые тогда победили. Симонян забил два гола. Отца распирало от гордости. «А помнишь, как ты ругал меня за хулиганскую игру», - подколол его Никита после матча. «Так я тебя не за футбол ругал, за ботинки», - оправдывался смущенно родитель.
«СПАСИБО, ЧТО НЕ СОВРАЛ»
В «Спартак» его вела сама судьба, правда по извилистой дорожке. Однажды в Сухуми заглянули мастера из московских «Крыльев Советов». В товарищеском матче 19-летний бомбардир наколотил им полную сетку. Так Симонян оказался в столице. А к родителям в Сухуми нагрянула с обыском бригада из МВД. Отца арестовали. Говорят, Берия таким образом хотел добиться того, чтобы талантливый форвард перешел в тбилисское «Динамо». Симонян отказался. Отца отпустили и больше не трогали.
Через два года «Крылышки» расформировали, и Симонян вслед за тренером перешел в «Спартак». После чего его вновь вызвали на ковер - на сей раз к Василию Сталину. «Я поклялся прахом своей матери, что ты будешь в моей команде ВВС», - без предисловий рубанул сын вождя. Говорили с глазу на глаз, сидя в пустом кабинете. Симонян ответил: «Нет». «Почему?» - посмотрел на него Василий немигающим взглядом. «Не могу подвести тренера и команду». «Спасибо, что не стал врать. Иди, играй за свой «Спартак».
Поступок
СТРЕЛЬЦОВ ОТКАЗАЛСЯ ОТ «ЗОЛОТА»
В 1956 году в Мельбурне сборная СССР впервые завоевала олимпийские медали высшей пробы.
СОВЕСТЬ ГЛОЖЕТ
Тогда действовало дурацкое правило - награды получали только те игроки, которые играли в финале. Эдуард Стрельцов провел все матчи, голы забивал, но в финале на поле не вышел - так уж случилось. И медаль не получил. Симоняна такая несправедливость сильно задела.
- Эдик, ты сыграл больше меня, прошу, возьми мою медаль, - протянул он Стрельцову свою награду после церемонии награждения в олимпийской деревне.
- Нет, Никита, ну ты что, не возьму, даже не предлагай, - замотал Стрельцов головой.
На корабле, когда плыли из Австралии во Владивосток, Симонян опять подошел.
- Палыч, - улыбнулся Стрельцов. - Успокойся ты, пожалуйста. Тебе уже тридцать, а мне еще двадцати нет, я еще не одну медаль выиграю.
И все-таки Симонян восстановил справедливость. По его просьбе к 50-летию Победы на Гознаке изготовили тринадцать точных копий тех олимпийских медалей.
- Получили все, кто тогда был в команде. Не только игроки, но и врачи, администраторы. И на Монетном дворе ни копейки за это не взяли, - рассказывает Симонян.
СНАЙПЕР ОТ БОГА
Результативность форварда потрясает. В 245 матчах за «Спартак» он забил 160 голов. Трижды становился лучшим снайпером чемпионата. В 1950 году наколотил за сезон 34 мяча. Это достижение удалось превзойти только в 1985-м нападающему «Днепра» Олегу Протасову. Да и то всего на гол.
Став тренером, Никита продолжал ставить рекорды. В 1969 году «Спартак» под его руководством прервал многолетнюю гегемонию киевского «Динамо» и выиграл чемпионат с сумасшедшим КПД, набрав 84 процента очков из 100 возможных.
Чуть позже совершил еще одно чудо - поднял на небывалую высоту ереванский «Арарат». В 1973 году армянская команда сделала золотой дубль - вы-играла Кубок и чемпионат СССР, в первый и последний раз в своей истории.
После того исторического триумфа появилась масса анекдотов, которые любит рассказывать Симонян. Звездой номер один в том «Арарате» был нападающий Левон Иштоян. И вот на центральной площади некоего города мужик накинул канат на памятник Ленину и тянет его вниз. «Ты что делаешь, а?» - спрашивает его другой. «Хочу вместо него поставить монумент Иштояну». «Зачем так мучиться, слушай. Возьми краску, нарисуй у него на спине восьмерку (под этим номером играл бомбардир), и каждый поймет, что это Левоник, да».
С 1992 года Симонян - бессменный первый вице-президент РФС. Второе лицо в отечественном футболе, чей голос нередко оказывался самым значимым. Именно его немалая заслуга, что наш футбол без серьезных потерь пережил сокрушительную смуту девяностых. Слово «патриарх» к нему совершенно не подходит. В свои 95 он сохраняет огромнейшую работоспособность. Здоровья, вам и долгих лет жизни, Никита Павлович, «Спартак» - чемпион!