Станиславский вопил бы: «Не верю!..»
Олимпиада еще не закончилась, но уже появились кое-какие – как бы выразиться помягче – заковыристые вопросы с нехорошим посторонним запахом. Взять, к примеру, состязания штангисток в весовой категории до 69 кг. До выхода девушек на олимпийский помост явным фаворитом здесь считалась мировая на тот момент рекордсменка Оксана Сливенко из сборной России. А что в итоге?
Глядя на богатырские подвиги китаянки, Оксана повела себя на первый взгляд довольно странно. Толкнув «серебряный» вес, она отказалась затем от своей последней попытки и тем самым добровольно прекратила борьбу за «золото».
На недоуменные вопросы журналистов девушка дипломатично ответила одной только фразой: «Я сделала так потому, что поняла: тягаться с китаянкой сегодня бесполезно, она все равно возьмет именно тот вес, который обеспечит ей победу».
Гораздо более жесткий и пространный комментарий по поводу неоднозначных событий в зале Пекинской сельскохозяйственной академии, где проходили состязания тяжелоатлеток, прозвучал несколько дней спустя в Русском доме из уст тренера Оксаны Сливенко – Владимира Сафонова.
– Дело в том, что китаянку мы знаем уже примерно лет 10, – рассказывал Сафонов. – Последние два чемпионата мира мы у нее выигрывали, устанавливая мировые рекорды. Но тогда разница составляла один-два килограмма. Сейчас же она вдруг прибавила к рекорду Оксаны десять килограммов.
Тренер заметил, что в спорте бывают, конечно, всякие неожиданности, но результат представительницы Поднебесной – это уже из области фантастики.
– Поверьте мне, я в штанге 25 лет, но такого не видал еще нигде и никогда. Я понимаю, если бы они за эти годы вдруг нашли у себя какой-нибудь спортивный самородок, чего в полуторамиллиардном Китае исключать нельзя. Но штука в том, что перед нами была все та же, кажется, девушка, которую мы знаем очень хорошо. Это можно сравнить с тем, как если бы российский автогонщик выехал на трассу «Формулы-1» и выиграл бы заезд у самого Михаэля Шумахера.
По словам Сафонова, чтобы прибавить один-два килограмма к рекорду, Оксана Сливенко тренировалась по 10 месяцев. К Олимпиаде же вообще готовилась как проклятая, не вылезая со сборов.
– Мы ехали в Пекин совсем не за серебряной медалью. И сказать, что мы с Оксаной расстроены, значит, не сказать ничего. Мы оба просто убиты. Четыре года каторжной работы пошли, по сути, прахом.
Слушая эмоциональный рассказ наставника штангистки, журналисты, естественно, не могли не задать вопрос о пресловутом допинг-контроле.
– Конечно, он был, могли даже не спрашивать, – ответил Сафонов.
У Оксаны брали пробы крови и мочи по несколько раз в день. Но при этом – странное дело – ни одного китайца в зоне допинг-контроля за все эти дни я лично ни разу не видел. Мы общались с ребятами из других команд, они тоже удивлялись: ведь, как и нам, китайские спортсмены им на глаза там также не попадались. Вот что хочешь, то и думай.
Вообще все происшедшее с его подопечной на пекинском помосте Сафонов считает однозначно унижением.
– Оксана, чтобы взять эту медаль, прошла через многое, через лишения и травмы. И на Играх получить такое... Это ничем, кроме как унижением, назвать нельзя. Протесты? Нет, никаких протестов мы писать не будем. Бесполезный номер. Будем готовиться к другим стартам, но я, – Сафонов сделал интригующую паузу, – я абсолютно не уверен, что на следующих крупных соревнованиях среди участников мы вновь увидим китаянку. Почему? Не уверен – и все. Остальное – думайте сами. Более того, нельзя исключать и тот вариант, что теперь она вообще закончит с большим спортом. Возможности человеческого организма не безграничны. А результат, показанный сейчас на Олимпийских играх, ей не то что повторить – даже близко к нему подойти не удастся, – резюмировал Сафонов.
Выводы? А их не будет. Выводы пусть делает главный олимпиец планеты Жак Рогге – это его прямая обязанность.
Михаил НИКИТИН