Черный дым над Волгой
7 сентября все матчи чемпионата КХЛ начинались с минуты молчания. Это одна самых черных дат в истории отечественного хоккея. Ровно десять лет назад в авиакатастрофе разбилась команда ярославского «Локомотива»
ФОТО: Смирнов Владимир/ITAR-TASS
В числе погибших оказался и лучший хоккеист Беларуси XXI века, неизменный капитан национальной сборной на всех крупнейших турнирах Руслан Салей. Тогда он только-только вернулся из НХЛ, где отыграл пятнадцать лет, и подписал контракт с железнодорожниками. По чудовищной иронии судьбы, в тот трагический день Салей вместе с «Локомотивом» направлялся в родной для него в Минск на матч с местным «Динамо». Но в столице Беларуси борт так и не дождались.
ПОД ЗВОН ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛОВ
Вообще же, это был рутинный рейс, которых у хоккеистов набегает под сотню за каждый сезон. Около шестнадцати часов 7 сентября 2011 года на взлетную полосу аэропорта Туношна вырулил самолет Як-42 с игроками и тренерами «Локомотива». Всего на борту находились 45 человек: 37 пассажиров и восемь членов экипажа.
Диспетчер разрешает взлет. Но самолет при разбеге проскакивает, так называемую точку, отрыва и поднимается в воздух, уже выехав с бетонки. На земле осталась отчетливая дорожка следов шасси Яка. Очевидцы говорили, что в воздухе самолет практически сразу начал заваливаться на левое крыло, снес матчу радиомаяка и рухнул на берег Волги. При ударе машина взорвалась, развалившись на части. Хвост оказался на берегу. А горящий фюзеляж с пассажирами и членами экипажа отбросило на мелководье. На местной церкви в эти минуты звонили колокола – приближалось время службы.
Двигатели, как показало расследование, работали безотказно. Топливо также было в норме - перед локомотивовским Яком этим же керосином заправили борт на Санкт-Петербург, который благополучно прибыл в аэропорт назначения.
- Ребята просто ошиблись, нажали не на ту педаль, - уверенно заявил тогда мой тесть, сам пилот с огромным летным стажем.
Через два месяца к такому же выводу пришли специалисты МАК. Экипаж, разбившейся машины, до этого много летал на Як-40. На Як-42 пересели недавно. У этих машин по-разному устроены педали. Они жали на них, как привыкли, чем тормозили взлет лайнера. И рванули штурвал на себя, когда самолет еще не успел набрать необходимую для взлета скорость. Завалился на крыло и рухнул. «Все конец», - последние слова пилотов на расшифровке из черного ящика.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫЖИВШИЙ
Это чудо, но в дымившихся обломках самолета полицейские, местные жители и подоспевшая «Скорая помощь» обнаружили двух уцелевших – нападающего «Локомотива» и сборной России Александра Галимова и бортинженера Александра Сизова.
На вертолете их перевезли в Институт хирургии имени Вишневского в Москву. За жизнь Галимова, получившего девяносто ожогов, врачи боролись пять дней, но спасти его, увы, не удалось. А вот Сизов выжил. Его спасло то, что в момент катастрофы он находился в самом хвосте. И лежа в больнице, весь забинтованный, рассказывал телевизионщикам, что из профессии все-равно не уйдет, слишком много лет ей отдал, а вот летать больше не будет. После выписки из больницы вернулся домой, в подмосковный Жуковский, сменил номер телефона и все эти годы категорически отказывается общаться с прессой. Известно лишь, что он работает в авиационном КБ техником. Соседи по дому, говорят, что после катастрофы он стал «странный какой-то». Не удивительно – такое пережить. Чудо, что вообще выжил.
НАРУШИЛИ ТРАУРНОЕ ТАБУ
Тогда, в сентябре 2011-го, сразу после трагедии, руководство клуба, области и РЖД заявили, что «Локомотив», безусловно, будет сохранен и возрожден. Многие клубы в знак солидарности командировали в состав ярославской команды своих игроков. К тому же, в городе одна из лучших в России хоккейных школ. И «Локомотив» возродился, в буквальном смысле, как феникс из пепла. Сегодня, как и тогда, в трагическом 2011 году, он вновь один из сильнейших клубов лиги.
А память о погибших игроках жива в сердцах болельщиков. На месте падения самолета установлен пятиметровый базальтовый крест, у которого каждый год в день трагедии служат молебен. У «Арены-2000», где играет команда, возвышается монумент «Хоккейное братство» - символичное птичье крыло, сложенное из 37 стилизованных клюшек - по числу погибших игроков, тренеров и персонала клуба. Могилы ребят круглый год утопают в живых цветах.
Все прошедшие с трагедии годы «Локомотив» никогда не играл в этот день. И только теперь нарушил траурное табу.
- Мы решили, что пришло время дать возможность всем болельщикам почтить память ребят на стадионе. И провести матч. Хоккейный клуб «Динамо» из Минска положительно отнесся к нашему предложению. Мы считаем, что это правильно, – сказал президент «Локомотива» Юрий Яковлев.
А Минске каждый год в августе проходит мемориальный турнир Кубок Руслана Салея с участием сильнейших белорусских команд. В этом году его выиграло минское «Динамо», клуб в котором бессменный капитан национальной сборной, финалист Кубка Стенли-2003, член Зала славы ИИХФ, начинал когда-то свою блистательную карьеру. И мечтал по ее завершении вернуться в свою ледовую альма-матер уже в качестве тренера. Но планы, увы не сбылись…
Мортиролог
КАТАСТРОФЫ, ПОТРЯСШИЕ СПОРТ
Гибель ярославского «Локомотива», к сожалению, далеко не первая авиакатастрофа с участием спортивных команд. Вот лишь самые громкие.
4 мая 1949 года - из-за сильного тумана врезался в землю самолет, на котором на очередную игру национального первенства, летел итальянский «Торино». Погиб 31 человек.
5 января 1950 года – попал в метель и разбился при посадке в Свердловском аэропорту «Кольцово» самолет Ли-2 с хоккейной командой ВВС. Погибли шесть членов экипажа, врач, массажист и одиннадцать игроков. Легендарный Всеволод Бобров, выступавший тогда за «летчиков», опоздал на трагический рейс и поехал на поезде.
6 февраля 1958 года – опять же из-за метели на взлете в Мюнхене разбился борт с английским футбольным клубом «Манчестер Юнайтед». Погибли 23 человека.
15 февраля 1961 года - под Брюсселем рухнул борт из Нью-Йорка. Среди 73 погибших были 18 американских фигуристов – вся национальная команда США, летевшая на чемпионат мира в Прагу.
11 августа 1979 года – в полном составе погибла футбольная команда «Пахтакор» из Ташкента. Клуб летел в Минск на матч чемпионата СССР против местного «Динамо». К трагедии привела череда чудовищных ошибок наземных диспетчеров. В результате - ташкентский Ту-134 столкнулся в воздухе с другим пассажирским лайнером. Оба самолета рухнули под Днепропетровском. Всего погибли 178 человек.
27 апреля 1993 года – под Дакаром разбился борт с футбольной сборной Замбии. Погибли 30 человек. В воздухе загорелись оба двигателя. Спасти ситуацию летчикам не удалось.