Шаг из темноты
Москвичка Виктория Потапова завоевала «бронзу» Паралимпиады в категории до 48 килограммов среди незрячих спортсменок
ЧУВСТВОВАТЬ ПРОТИВНИКА
Когда-то в команде ее звали «фунтиком» из неказистого роста. Вот и сейчас - маленькую, хрупкую спортсменку тренер подхватил на руки после победного поединка. И не столько от радостных эмоций, а чтобы его подопечная вдруг не упала, оступившись, с высоко помоста, на котором расположен борцовский ковер.
Паралимпийское дзюдо – вид спорта для слепых и слабовидящих. Правда, глядя со стороны, какие страсти кипят на татами, не сразу это поймешь. В дзюдо обычно побеждает тот, кто умеет лучше балансировать своим телом и по-особенному чувствовать противника. Как раз эти качества очень развиты у незрячих людей.
Виктории Потаповой всю жизнь приходится бороться, причем не только на ковре. Ведь родилась она зрячей и еще помнит, как выглядят деревья, солнце, снежные сугробы во дворе. Проблемы со зрением начались едва ей исполнилось два года. Врачи обнаружили у девочки редкую, но очень опасную болезнь: ретинобластому. Процент выживаемости с этой злокачественной опухолью крайне мал. Но Вика выжила. Правда, врачам пришлось удалить ей один глаз. В десять лет случился рецидив – и потребовалось удаление второго глаза. Так она погрузилась в полную темноту.
ВСЕ РЕШИЛИ МГНОВЕНИЯ
Но даже ослепнув, Вика не захлопнулась в отчаянии от остального мира, оставалась все такой же бойкой, заводной девчонкой. Носилась по крышам с соседскими мальчишками, помогала дедушке пилить дрова, прыгала с тарзанки. А еще тайком от мамы училась самостоятельно передвигаться по городу. Не брала с собой даже специальную трость. И это – в вечно бурлящей Москве.
Один из таких походов едва не стоил ей жизни. Спустилась в метро. На станции толкотня, час-пик. Стояла у края платформы, когда несущий мимо какой-то амбал-идиот толкнул ее плечом. Она упала прямо на рельсы. Из тоннеля уже грохотал подъезжавший состав. Тот самый случай, когда все решили мгновенья и потрясающее самообладание девчонки. Она успела на слух развернуться в сторону мчащегося на нее поезда и вжалась в пути. Машинист, заметив лежавшую девочку, дал по тормозам. Но первый вагон все-таки прогрохотал над ней. Рельсы обесточили. Первым к ней спрыгнул машинист: «Ты как?» «Нормально», - ответила Вика. И волю эмоциям дала только дома. Проплакали с мамой весь вечер. Потом несколько месяцев Вика боялась даже заходить в метро.
НАДО УМЕТЬ ЗАЩИЩАТЬСЯ
Однажды на нее напал маньяк. Она не закричала – просто оцепенела и не могла осознать, что происходит. К счастью, Вику спасли прохожие. Так, она поняла, что надо учиться защищать себя.
- Я знаю, что хороших людей намного больше. Но все-равно бывают моменты, когда тебе надо постоять за себя, - рассуждает спортсменка.
И опять помог случай. На предприятии Общества слепых, где Вика работала, она встретилась с тренером по дзюдо Исламом Ибрагимовым. Сам слабовидящий, он как раз набирал незрячих спортсменов к себе в группу. И предложил ей: «Попробуй». Вике понравилось. Так в 26 лет она начала свое восхождение к Паралимпийским вершинам. Не бросала даже после травм. Борьба есть борьба. Нос перебит дважды. Растяжения, ушибы вообще без счета. Но самое болезненное, признается она, сломанные уши:
- Сразу боли не чувствуешь, а потом уши опухают, очень неопрятные ощущения возникают, даже если просто прикоснешься.
ГЛАВНАЯ ПОБЕДА - ДОЧЬ
Участница четырех Паралимпиадах, она на каждой неизменно завоевывала «бронзу».
- Тяжелая, хорошая медаль, - взвешивает спортсменка на руке токийскую награду и вздыхает, - Была бы еще золотая… Но все-равно, я счастлива. Ведь эта медаль досталась мне тяжелее, чем все предыдущие. Для меня она самая ценная.
Главную свою победу, считает спортсменка, она одержала не на татами, а в жизни, сумев спасти зрение своей дочери Стефании.
Она родила ее в 2013 году. Сказалась наследственность – малышке было всего лишь два с половиной месяца, когда врачи обнаружили у нее тот же недуг, который когда-то перевернул жизнь ее мамы. В России на тот момент не было необходимых технологий и все, что могли сделать врачи – удалить пораженный недугом глаз. Виктория решила в что бы то ни стало спасти дочке зрение. Она узнала, что это могут сделать в одной из клиник в Германии. Цена вопроса – тринадцать тысяч евро. Плюс – расходы, также немаленькие, на перелет и проживание в гостинице, которое могло затянуться неизвестно насколько. Кое-какую сумму с помощью друзей собрать удалось, но все-равно не хватало. Позже Вика узнала, что необходимое лечение можно сделать в США. Ей с дочкой удалось туда попасть. Но время было упущено, болезнь прогрессировала и один глаз девочке все-таки удалили, второй – спасли.
- Дочка в этом году пойдет во второй класс, - рассказывает Виктория Потапова. - Когда я уезжала в Токио, она попросила: «Мама, возвращайся обязательно с медалью». На татами я боролась не столько даже для себе, сколько для нее. Чтобы доставить ей радость. Счастлива, что это удалось.