Наука побеждать
Весенний «шквал побед», обрушившийся на российского болельщика, был по большому счету лишь прелюдией, увертюрой. Главный спектакль начнется в Пекине. Олимпиада! Высший суд! Для спортсмена, тренера. И даже для страны. Примерно то же самое сказал мне на проводах олимпийской команды в Кремле Антон Сихарулидзе, легендарный фигурист, а ныне глава комитета Госдумы РФ по физической культуре и спорту.
– А что бы вы пожелали ребятам с учетом собственного олимпийского «багажа»?
– Удачи! Это главное. Потому что готовность у всех, в том числе и у наших соперников, не сомневаюсь, будет фантастическая. Поэтому необходимо везение…
Тем временем красно-бело-синее олимпийское братство (цвета сборной России) тихо переговаривалось в Георгиевском зале в ожидании выхода главы государства.
Появляется Дмитрий Медведев. Все встают. Президент был весьма краток, но эмоционален. Он сразу же предложил не строить прогнозов, а «болеть всем сердцем, держать кулаки, верить в победу и в мастерство наших атлетов». Глава государства призвал олимпийскую сборную повторить подвиг футболистов и еще раз подарить стране радость и гордость общенационального единства. Дмитрий Медведев закончил свое обращение к спортсменам словами: «Россияне продемонстрируют в Пекине настоящие спортивные качества. Вперед, Россия! В добрый час, успехов вам и успехов всем!»
Понятно, что столь искренние пожелания нашли отклик в сердцах олимпийцев. Капитан баскетбольной сборной Андрей Кириленко выступил от имени всей делегации. Он пожелал всем нашим болельщикам как можно чаще слышать российский гимн, который будет исполняться в честь олимпийских чемпионов. Следом Кириленко вручил президенту майку с фамилией Медведев и символ сборной России на Играх в Пекине – забавного алого чебурашку.
Владимира Максимова, главного тренера наших гандболистов, я встретил уже в Успенском соборе Кремля, куда спортсмены проследовали после встречи с президентом. Заговорили с ним о самом сокровенном – как победить на Олимпиаде?
– Владимир Салманович, при том равенстве сил, которое сейчас наблюдается в современном гандболе, в Пекине, вероятно, все решит настрой, победный дух...
– Дух – непростое понятие. Было с нами такое: наш клуб, «Чеховские медведи», уступил в первом матче финала Кубка чемпионов в Испании с разницей в семь мячей. Приходит время ответной игры. У нас, как назло, кадровые потери, масса проблем. Но ребята выходят на площадку и начинают творить чудеса! После первой игры испанцы считали, что Кубок у них уже в кармане. Но в итоге он достался нам.
– Это – дух?
– Скорее, даже общность. Когда команда становится единым целым. Могучим монолитом, все сносящим на своем пути. Но этот монолит создается профессионалами. Когда игроки понимают, что только вместе они могут победить. Профессионализм в этом и заключается – подняться за счет своего духа на более высокую ступень. Превозмочь себя. А без этого не бывает побед.
Оказывается, да. Стоя перед иконой, Тамерлан Тменов («серебро» и «бронза» Игр в Сиднее и Афинах) трижды осеняет себя крестным знамением.
– Думаю, любая помощь для нашей команды не будет лишней в Пекине, – тихо делится со мною Тамерлан. – Для этого мы и пришли сюда – за духовной энергией.
– Сами-то готовы?
– Да нормально все. Мысленно я уже там – на пекинском татами. Будем биться всерьез.
Последняя в этот день встреча была неожиданной. Около здания ГУМа, где был устроен небольшой фуршет для олимпийцев, я оказался за столиком вместе с Эллой Крачковой – единственной нашей бадминтонисткой, которой удалось прорваться на Игры.
– Элла, насколько я понимаю, вашими главными соперниками будут именно китайцы?
– Конечно! Бадминтон у них – национальный вид спорта. Неспроста китайские спортсмены давно и прочно оккупировали первые строчки мировых рейтингов.
– Но вы ведь обыграли чемпионку мира Зу Линь не так давно…
– Да, победила ее в октябре прошлого года.
– Значит, можно бить «врага» и на его территории?
– Можно, хотя и тяжело. Ведь в Китае не знают других слов, кроме «победить во что бы то ни стало»!
– Неужели они так сильны?
– Намного сильнее всех остальных, особенно в женских парах.
– Вы знаете, – включается в разговор мама Эллы, Людмила Борисовна, заслуженный тренер России, – китайцы тестируют своих малышей на способности к бадминтону начиная с детского сада, с четырех лет. А потом годами муштруют их, как солдат. Каждый день по три тренировки. Тем не менее побеждать их можно и нужно. За этим мы и едем в Пекин.