Виктор ЗУЕВ: «На ринге бьют не по титулам, а в челюсть»
Накануне Олимпиады белорусские боксеры изрядно пощекотали нервы своим болельщикам. Завоевать лицензии в Пекин им удалось лишь в самый последний момент – на двух заключительных квалификационных турнирах. До этого же команду преследовали сплошные неудачи. Особенно провальным получился чемпионат мира в Чикаго, где ни один из белорусов не смог пробиться даже в четвертьфинал.
Тем не менее перед второй в его карьере Олимпиадой удача никак не хотела поворачиваться к Виктору лицом. На чемпионате Европы 2006 года в четвертьфинальном поединке Зуев просто поскользнулся, однако азиатский судья почему-то поспешил засчитать ему нокаут. Возможно, потому, что соперником Виктора на ринге был боксер как раз одной из азиатских стран.
Год спустя на планетарном форуме также не обошлось без темы судейства. В Чикаго Виктор уступил уже в первом поединке, однако, как и за что начислялись судьями очки, толком никто не понял.
Но, несмотря на все злоключения, витебчанин смог в решающий момент собраться и выиграл квалификационный пекинский турнир. Земляк олимпийского чемпиона по боксу Вячеслава Яновского, ныне тренирующего сборную России, и супертяжа Сергея Ляховича все-таки едет на летние Игры.
– Виктор, раньше с крупных турниров вы никогда не возвращались без наград, а после Афин как отрезало. С чем, на ваш взгляд, это связано?
– Возможно, с тем, что раньше я был «темной лошадкой» для соперников, не воспринимавших меня всерьез. Ну а после Олимпиады меня, что называется, «рассмотрели» и, соответственно, стали уже по-другому готовиться к поединкам со мной. К тому же многое в боксе зависит от судейства. По субъективности наш вид спорта вполне можно сравнить с гимнастикой или фигурным катанием. Допустим, рефери отвернулся или ему просто показалось, что удара не было, – и до свидания, законный балл. А ведь часто поединки заканчиваются с перевесом всего в один-два удара.
– Но к вам, олимпийскому призеру, судьи, по идее, должны быть благосклонны…
– У нас в боксе бьют не по титулам. Все страны стремятся к медалям, и каждая завоевывает их так, как может. Успех боя где-то на пятьдесят процентов зависит от судейства. Поэтому если ты даже на голову сильнее своего противника, еще не факт, что именно ты победишь.
– На чемпионате мира в Чикаго вы проиграли в первом же бою…
– Да, литовцу, но чисто формально – сам я не считаю, что проиграл. К тому же после этого поединка мы с ним снова встретились на отборочном олимпийском турнире, и я одержал уверенную победу. А тот наш бой в Чикаго – целиком на совести арбитров.
– Недавно сборную Беларуси по боксу возглавил Анатолий Колчин – ваш личный тренер. Как восприняли это назначение?
– Под руководством Анатолия Кирилловича я работаю с детства. Мы идем по жизни вместе и поэтому в какой-то мере уже стали почти родственниками. Думаю, от его прихода команда точно не проиграла. Так, кстати, считают все ребята. Остальное – покажет время.
– Белорусскую федерацию бокса часто критикуют за большое количество легионеров в команде…
– Этот процесс не зависит от меня. Но могу сказать, что команда работает дружно и слаженно.
– Олимпийский чемпион Яновский, экс-чемпион мира среди профессионалов Ляхович… Почему в Витебске появляется столько классных боксеров?
– География здесь ни при чем. Все зависит от трудолюбия спортсменов и тренеров. Я не могу сказать, что Витебск переживает боксерский бум. Может, он и был когда-то, но я его точно не застал.
– Вам еще не предлагали перейти в профессионалы?
– Не знаю, может, в федерацию кто-то и обращался с подобными предложениями, но ко мне пока нет. Годы пока терпят, тем более что хорошо себя чувствую и среди любителей. Но ничего исключать нельзя. Возможно, если в будущем появится такое желание, я решусь податься в профессионалы.
– Спортсмены, как правило, очень болезненно переживают свои неудачи. Вы, наверное, тоже?
– Каждое свое поражение я стараюсь хорошенько обдумать. В такие минуты мне нужны спокойствие и тишина, чтобы понять, услышать себя.
– Семья помогает?
– Свои боксерские проблемы стараюсь домой не нести. Кстати, мы со Светой, женой, ждем рождения первенца. По всем прикидкам, он должен появиться на свет как раз в дни Олимпиады.
– А кто это будет – мальчик или девочка?
– Пока не знаю, но, как любому отцу, мне больше хочется сына – продолжателя рода.
– Не возникали такие моменты, когда вы думали об уходе из бокса?
– Вообще-то такие мысли время от времени приходят в голову, пожалуй, каждому спортсмену. Я – не исключение. Правда, потом понимаешь, что уйти из спорта ты можешь в любой момент, но вот получится ли потом в него вернуться – это большой вопрос. К тому же ничего лучше бокса я делать не умею. И пока не тороплюсь прощаться с рингом.
В заключение немного о тех бойцах, которые вместе с Виктором Зуевым будут представлять белорусский бокс на Играх в Пекине.
В весовой категории до 69 кг – Магомед Нурудинов. Он родом из дагестанского города Каспийск, славного своими боксерскими традициями. Достаточно сказать, что именно там начинал свою карьеру чемпион мира среди профессионалов Султан Ибрагимов, а также серебряный призер афинской Олимпиады в составе белорусской сборной Магомед Арипгаджиев.
Нурудинов перебрался в Беларусь в 2003 году и во многом потому, что ему никак не удавалось пробиться в российскую сборную. И уже на первом же турнире, выступая за Беларусь, он стал серебряным призером чемпионата мира-2005. Спортсмен мог бы выступить и на афинской Олимпиаде, но тогда ему помешала досадная травма руки.
Еще раньше в Беларуси оказался Хаважи Хацыгов. Сменить родной Грозный на Могилев его вынудило начало второй чеченской войны в 1999 году. Три года спустя он стал победителем чемпионата Европы в Перми, где оказался единственным боксером, сумевшим что-то противопоставить россиянам в финалах. К слову, Хаважи первым в белорусской команде выиграл континентальное первенство.
Наконец, из Астрахани в Минск переехал Рамазан Магомедов. Свой бойцовский характер он показал еще на чемпионате мира в Чикаго, где провел три боя со сломанной рукой и два из них выиграл. На квалификационном турнире Рамазан уверенно отобрался на Олимпиаду, после чего заявил, что в Пекине намерен бороться за место в призовой тройке.
Беседу вел