МЕДВЕДИ В «ПАРКЕ ПРИНЦЕВ»
Сорок восемь лет назад сборная СССР на парижском стадионе «Парк де пренс» одержала победу в финальном матче первого Кубка Европы. Сегодня, когда до старта Евро-2008 остались считанные дни, самое время оглянуться и вспомнить, как это было тогда, в 60-м. Рассказывает один из участников победного финала – заслуженный мастер спорта Валентин БУБУКИН.
Балдел, как алкоголик от водки
Полуфинал играли в Марселе. Денек, доложу вам, выдался не приведи Господь. Жарища, как в духовке: рот открываешь, а воздуху не хватает. Что касается состава, то у нас он, объективно говоря, был сильнее, чем у чехов. Лучше сбалансирован по линиям. Слава Метревели, Миша Месхи и Валя Иванов составляли наш, так сказать, мозговой трест. Витя Понедельник – атакующий таран. Моим же козырем была выносливость. Еще Борис Аркадьев, великий наш тренер, однажды как-то подметил: «Бубукин испытывает от игровых нагрузок такое же удовольствие, как алкоголик – от рюмки водки». Образно, но точно.
Моим визави в той игре оказался не кто-нибудь, а сам Йожеф Масопут, легенда мирового футбола, технарь, умница, а главное – выносливый как черт. Здесь мы с ним были на равных. Гоняли друг дружку два тайма как проклятые. Он рывочек – я за ним. Я рывочек – Масопут тут как тут, разве что на пятки мне не наступает. И так все 90 минут до самого финального свистка.
После матча ко мне подошел один из тренеров сборной Югославии – как оказалось, наших будущих соперников в финале. Он специально приехал в Марсель. Смотрит на меня и удивляется: «Это – фантастика! Я смотрел на тебя с трибуны и не верил своим глазам – никакой нормальный человек не может столько бегать, как ты. Признайся, друже, у тебя, наверное, два сердца, угадал?» Да нет, смеюсь, одномоторный, я как все.
Пока мы с ним мило так объяснялись, на поле ринулись десятки репортеров. Следом за ними с трибун лавиной хлынули болельщики. Окружили нас клокочущей толпою. Кто-то автограф просит, а кто-то примчался лишь для того, чтобы поглядеть на советских, какие они вблизи. И в этой шумной кутерьме кто-то, видимо, шибко шустрый стащил у Льва Яшина его вратарскую кепку. Лева-то зазевался, пока автографы раздавал, потом хватился – а кепки и нет. Расстроился – не передать как. Кепка-то ведь не простая была – фартовая. Он отстоял в ней все матчи, начиная с отборочных, и вдруг перед самым финалом – надо ж! – такая оказия...
Вечером того же дня сообщение о пропаже несколько раз передали по местному радио. Диктор вежливо обращался к анонимному похитителю с просьбой вернуть советскому вратарю его головной убор. Взамен Лев Иванович обещал подарить раскаявшемуся воришке свой вратарский свитер. Во время чемпионата Европы наша команда квартировала на уютной вилле под Парижем. И что вы думаете: на следующее утро в холле нашей виллы появился человек в форме полицейского и протянул Льву Яшину его кепку. Уговор есть уговор. И сияющий от счастья страж порядка получил в подарок яшинский свитер, но случилось это уже после финала.
Точно, как в аптеке
В день финала с самого утра зарядил противный, нудный дождь. Помню, перед игрой в раздевалке стояла напряженная тишина. Кто-то бутсы молча шнуровал. Кто-то в углу жонглировал мячиком. Кто-то просто сидел и молчал. Дверь открылась, вошел доктор команды и хитро так подмигивает Яшину: «Не боись, Лев Иванович, чует мое сердце, что сегодня мы обязательно выиграем…» Яшин в ответ поднес к носу доктора кулак: «Ну, эскулап, гляди, если не выиграем, я с тобой вот этим посчитаюсь…»
Среди югославов на игру вышел один наш очень хороший знакомый – Бранко Шекуларец, левый хав. Он кровь нам здорово попортил еще на Олимпиаде в Мельбурне, а сейчас и вовсе – гол сотворил. Под занавес первого тайма пронесся сквозняком по своей левой бровке и прострелил на Галича. Галич пробил. Мяч угодил в ногу Игоря Нетто и срикошетил в сетку – 1:0.
Да, вот еще что: югославы, видимо, понимая, что в честном бою их нам не одолеть, решили взять нас на испуг. И с первых минут стали играть очень грубо. Нагло, а моментами даже жестоко. Лупили нас по ногам – страшно вспомнить. Но вот звучит свисток – первый тайм окончен.
В раздевалке главный тренер Гавриил Дмитриевич Качалин только собрался нам что-то сказать, но его перебил Андрей Петрович Старостин. «Это что же такое делается, ребята? – негодовал он. – Вы же ведь из России! Вон и газеты местные пишут: медведи, мол, приехали, растопчут и порвут кого угодно. А что на самом деле происходит? Югославы вас бьют как котят, а вы с ними цацкаетесь. Чего стесняетесь-то, не пойму! Бьют они вас, ну так и вы им врежьте, дайте на сдачу, коли так просят!»
В общем, завел нас Андрей Петрович. Рассердил. На второй тайм мы вышли в буквальном смысле как на битву. Минуты не прошло, как я, разогнавшись, бросился в подкате навстречу югославскому полузащитнику. Прокатившись юзом по траве, тот выехал на бровку, протаранил с грохотом рекламный щит и… лежит, не встает, на судью смотрит. Думал, может, что судья горчичник мне предъявит, – как бы не так. Главным арбитром в том матче был англичан Элерей, а у них там, в Британии, жесткая мужская игра, как известно, в порядке вещей. Элерей лишь по плечу меня похлопал: «О,кей, карош!» А потом подошел к лежавшему на земле югославу и четким жестом показал: мол, вставай, парень, нечего разлеживаться, время тянуть, а то, смотри, сам карточку сейчас получишь…
Прошла еще пара минут – и уже Виктор Понедельник, перепрыгнув сразу двух рослых защитников, головой пробил по воротам югославов. То есть пошел совсем другой футбол, чем в первом тайме.
И вот он – гол. Я получил мяч недалеко от центрального круга и рванулся вперед. До ворот было метров двадцать. Дай, думаю, пробью, чем черт не шутит – и как врезал…
Вратарь югославов Бранко Веденич упал, мяч отлетел совсем недалеко. Веденич приподнялся было, чтобы, кинувшись вперед, накрыть пятнистого, но тут перед ним возник Слава Метревели и легонько, нежным движением бутс протолкнул мячик в сетку – 1:1. Этот гол окончательно привел нас в чувство. И перехватив инициативу, мы развернулись во всю мощь. Дальше игра уже шла под нашу диктовку. Мы атаковали, югославы отбивались. Правда, держались они стойко, что называется, на зубах. Не разваливались.
Основное время матча истекло. Маленький перерыв. И – дополнительные полчаса.
Эх, сколько уже было сказано-пересказано про тот победный наш гол. А вспоминать все равно приятно.
Это Миша Месхи сделал ну прямо аптекарскую по точности передачу на Виктора Понедельника, и тот не подкачал – головой скинул мяч в угол ворот югославов. Каков был пас, таков удар – 2:1. Мы – чемпионы Европы!
В тесной раздевалке царила радостная суета. То и дело входили разные люди. Жали нам руки. Обнимали. Говорили слова поздравления. А на стоявшем в углу столике среди бутылок минералки, стаканов, рассыпанных фруктов возвышалась амфора на подставке из зеленого камня, тот самый Кубок Европы, который только что пронес по овалу бурлящего стадиона наш капитан Игорь Нетто.
А орден мой Леонид Ильич зажал
Москва нас встретила по-царски. В аэропорту каждого футболиста ждал персонально поданный «ЗИМ». А где-то через неделю, как мне рассказывали, на кремлевский стол Леонида Брежнева легла бумага из Спорткомитета – представление нас к орденам. Не к медалям, замечу, а именно к орденам. Леонид Ильич, как известно, в каждом деле прежде всего уважал экономию. И пробежав глазами тот орденский список, взял и «срезал» все награды ровно на один по статуту пункт. Я, например, вместо ордена «Знак Почета» получил медаль «За трудовую доблесть» и конвертик с премиальными в придачу. В конверте, как сейчас помню, было четыре тысячи восемьсот еще дореформенных рублей. Сколько это будет по нынешнему курсу в долларах – ума не приложу. Мне, во всяком случае, хватило аккурат на подержанный 407-й «Москвич», который я купил в комиссионном магазине…
«Москвичок» тот на помойке сгнил давно, ну и Бог с ним. Главное – память жива. Память о той нашей победе. Будто вчера это было: Париж, финал, золотой Кубок в наших руках. Несутся годы. Летят. Быстрее мяча.
Уже июнь 2008-го на дворе. Сборная России уезжает на очередной чемпионат Европы. Желаю ребятам только успеха. Я знаю – в нашу команду сегодня мало кто верит, но все бывает... В нас ведь тоже сомневались тогда, в 60-м. А мы взяли и назло всем скептикам стали чемпионами Европы. Очень хочется, чтобы история повторилась, но теперь уже в Австрии и Швейцарии. Сборную Англии ведь обыграли недавно. Значит, силы есть. Умение – тоже. К тому же чемпионат Европы – такой турнир, на котором может повезти не обязательно сильнейшему. А Хиддинк – везунчик. Главное – выбраться из группы. А там уж будем надеяться на фортуну, что она нам подмигнет.
Записал