Сергей ШУНДИКОВ: ГОТОВЛЮ «СЮРПРИЗ» ДЛЯ СОПЕРНИКОВ
К успехам, как и ко всему хорошему, привыкаешь быстро. На Олимпиаде в Сиднее-2000 Анатолий Ларюков завоевал первую для Беларуси медаль в дзюдо – бронзовую. Четыре года спустя в Афинах Игорь Макаров стал олимпийским чемпионом. Поэтому сегодня и белорусские болельщики, и спортивные функционеры, составляющие медальные планы, ждут от представителей дзюдоистов как минимум не худшего выступления и на Играх в Пекине.
27-летний Сергей Шундиков – один из таких потенциальных героев. Чемпион Европы-2006, годом позже выигравший на аналогичном турнире «серебро», давно считается одним из самых ярких представителей белорусской школы дзюдо. В его активе значатся победы над чемпионами мира, призерами Олимпийских игр, однако все эти плюсы омрачены травмой, которую спортсмен получил более полугода назад. Перенеся две операции, сегодня он проходит курс активной реабилитации, чтобы к Олимпиаде успеть вернуться на борцовский ковер.
– Как ваше самочувствие, Сергей?
– Спасибо, понемногу восстанавливаюсь. Через месяц-полтора надеюсь приступить к полноценным тренировкам. Пока же занимаюсь вполсилы. Как получил травму? В прошлом году на чемпионате мира неудачно провел прием и порвал крестообразные связки. Сделали две операции. Первую в Беларуси, вторую – в Германии. Доктора говорят, что все будет нормально и к Олимпиаде я восстановлюсь.
– За то время, что вы на больничном, не посещала мысль, что Олимпийские игры могут пройти мимо вас?
– Конечно, посещала. Такая мысль по сей день сидит где-то внутри меня, но такова спортивная жизнь – от травм никто не застрахован. Однако я еще молодой: не попаду на эту Олимпиаду, значит, поеду на следующую. Хотя очень надеюсь восстановиться к Пекину. И тренеры, и врачи делают для этого все возможное.
– Но вам явно будет не хватать соревновательной практики…
– Может, оно даже и к лучшему. Организм отдохнул, соскучился по борьбе, и если наберу форму, которая была у меня прежде, этого будет достаточно для нормального выступления в Пекине. Да и соперники давно меня не видели. Можно будет «обрадовать» их каким-нибудь «сюрпризом».
– Кто, по-вашему, входит в число наиболее реальных претендентов на олимпийские медали в дзюдо?
– У нас довольно специфический вид спорта. Зазевался, упал на спину – и свободен. В каждом весе очень жесткая конкуренция. К примеру, пять лет назад борцы из Африки всеми расценивались как подарок судьбы – явные аутсайдеры. А сегодня их уже все боятся. Да и вообще на Олимпиаде часто все решает ее величество фортуна. Если сегодня твой день, значит, все будет хорошо. С другой стороны, будь ты даже двукратным чемпионом мира, но проиграть на Играх можешь уже в первой схватке. Да-да, случалось и такое.
– Отразилось ли олимпийское «золото» Афин на развитии белорусского дзюдо?
– Не скажу, что наш вид спорта сегодня переживает бум. Но то, что он идет по восходящей, – это точно. Появляется талантливая молодежь, команда находится на ведущих ролях в Европе и мире.
– А что скажете насчет зрительского интереса?
– В Беларуси, как и во многих других странах, люди больше любят хоккей, футбол, другие игровые виды спорта. Они проще для понимания публики. Вникнуть же в нюансы дзюдо или любого другого вида единоборств гораздо сложнее: за что дают очки, за что наказывают. Не поняв всего этого, наблюдать за борьбой неинтересно. К примеру, в той же Франции дзюдо является вторым по популярности видом спорта. Ежегодно в Берси проходит Суперкубок мира. И 15-тысячный манеж всегда забит под завязку.
– Кстати, а как вы пришли в дзюдо?
– Мой отец – мастер спорта по самбо, был призером всесоюзных и республиканских спартакиад. В начале 80-х годов прошлого столетия в поселке Новая Гута Гомельского района он организовал секцию, куда в семь лет привел и меня. К слову, тогда отец своими руками переделал бывшую колхозную столовую в спортзал. Изначально я занимался самбо, но потом перешел в дзюдо. Во многом именно потому, что это олимпийский вид спорта.
– У многих спортсменов есть свои приметы, у вас, наверное, тоже?
– Накануне финала на победном для меня чемпионате Европы-2006 мне приснилось, что я отборолся очень хорошо. На следующий день сон сбылся. Но такие пророчества вижу редко. Да и то стараюсь на них не зацикливаться. А если приснится, что я проиграл? Мне что, на ковер из-за этого не выходить?!
– От белорусских дзюдоистов в Пекине ждут новой олимпийской медали. По-вашему, это реально?
– В большом спорте что-то гарантировать заранее нельзя, тем более олимпийскую медаль. Но, думаю, награды в столице Китая обязательно у нас будут.