[54] А при чем тут спонсор?..
Конфликтная ситуация в российском биатлоне наступила уже давно. На протяжении прошлого сезона то и дело возникали конфликты по поводу логотипов спонсоров. В году нынешнем руководство СБР во многом из-за этого решило отстранить от работы тренера женской сборной Валерия Польховского, однако тогда на защиту специалиста пришел Росспорт. В итоге Тихонову пришлось смириться с таким поворотом событий.
На этом фоне в очередной раз стал разгораться «спонсорский скандал». Все дело в том, что глава СБР нашел для команды нового спонсора и обещал спортсменам просто фантастические премиальные. А Польховский в свое время привлек предыдущего спонсора… Вот именно этим и можно объяснить столь серьезное противостояние. Впрочем, пока Тихонов лишь обещает крупные выплаты, на деле же этих денег пока никто и не видел.
Но не только спонсорский конфликт встал во главе угла. Еще в начале прошлого сезона ведущие биатлонисты и тренеры обратились к главе Росспорта Вячеславу Фетисову. В том послании Тихонова обвиняли в нежелании защищать их интересы, а также речь шла о проблемах взаимоотношений с федерацией. В числе подписавшихся был и Польховский.
И уже в мае СБР на своем исполкоме предпринял попытку отправить несговорчивого тренера в отставку. Но тогда, напомним, тренера отстояли.
Ну а дальше начался настоящий фарс. Стараниями федерации у женской сборной начались проблемы с подготовкой к сезону. Конечно, есть в срыве сбора в Финляндии вина и Польховского, но не он же лично должен заниматься визами своих спортсменок. На старте первого этапа большая часть женской сборной была допущена к старту лишь в последний момент – спортсменки не прошли материальный контроль. То есть на их форме были обнаружены спонсоры, не утвержденные СБР.
Дальше стало еще смешнее. Руководство СБР почему-то решило не аккредитовывать на этот этап Польховского. В итоге ему предлагали свою помощь как журналисты, так и зарубежные коллеги, но тот гордо отказался. На трассу в итоге он попал – у организаторов просто не поднялись руки не пускать человека, которого они слишком хорошо знают.
Тот шаг федерация объяснила нежеланием тренера подписывать «Декларацию об обязательствах спортсменов и официальных лиц», которую подписали все, за исключением его и отсутствовавшего капитана мужской команды Сергея Рожкова.
Накануне второго этапа Кубка мира по биатлону в австрийском Хохфильцене сборную России снова поджидали потрясения. Началось с того, что проблемы с визами появились у занявшей в Контиолахти второе место в индивидуальной гонке Татьяны Моисеевой, а также Натальи Гусевой и Екатерины Юрьевой. К счастью, в последний момент все проблемы все же удалось разрешить. А Светлана Слепцова, по некоторым данным, и вовсе отправилась в Австрию за свой счет – СБР решил не включать ее в списки участников этапа. Хотя спортсменка на старте Кубка мира дважды была в десятке.
Апофеозом происходящего стал отзыв Польховского, который был отстранен от своих обязанностей. И это притом, что откровенно провальным старт сезона женской сборной назвать крайне сложно. В итоге было решено, что Польховский женской командой руководить больше не будет, а исполнять обязанности старшего тренера станет Александр Селифонов.
Следующим шагом стало не включение в состав на этап в Австрию и Рожкова. И это притом, что спортсмен выступает в так называемой «красной группе», то есть является одним из ведущих биатлонистов мира. Этот шаг Тихонов объяснил непопаданием Сергея в тройку на первом этапе.
А ведь этот спортсмен прошел две Олимпиады, выигрывал немало наград на мировых первенствах…
И главной причиной такого шага стало нежелание спортсмена выходить на старт в шапочке с логотипом спонсора.
И если Польховский решил покинуть команду без скандала, то Рожков с таким поворотом событий не согласился категорически. Он обратился в комиссию спортсменов IBU.
Рожков также подчеркнул, что он не подписывал и не планирует подписывать «Декларацию об обязательствах спортсменов и официальных лиц», предлагаемую СБР. «Моя подпись под этой бумагой ничего не решит, – считает он. – Это совершенно самодеятельный, незаконный документ авторства президента СБР, необходимость которого сомнительна. По крайней мере, ни в Уставе IBU, ни в других регламентирующих документах IBU о такой бумаге ничего не говорится. Скажу больше: мы с моими юристами сейчас прорабатываем возможность обращения в Интерпол, в котором обратим внимание на сделку СБР и компанией Viessmann. Полная закрытость этого контракта, до сих пор необнародованные его условия наводят на определенные мысли. Вот пусть компетентные органы и разбираются».
Спортсмен также заявил в интервью, что намерен бороться с произволом. «Свое отстранение от участия в Кубке мира считаю ущемлением своих прав спортсмена и свободного гражданина, – сказал он. – А учитывая, что я выполнил все пункты официальных регламентов IBU, СБР и Росспорта для участия в этапах Кубка мира, – и запретом на профессию. Однозначно могу сказать, что обращение в соответствующие инстанции последует обязательно. После консультаций с юристами я определю конкретные требования и сумму компенсации».
Возмущен произошедшим и старший тренер мужской сборной Владимир Аликин. «То, что Рожков не включен в состав команды на второй этап Кубка мира, – совершенно вопиющий случай. Но я бессилен что-либо предпринять, – сказал он. – Просто не знаю, как его и других ребят можно защитить от этого. По крайней мере, пока не знаю. Я очень надеюсь, что Росспорт и ОКР как-то вмешаются в ситуацию, потому что сейчас действия президента СБР перешли все мыслимые пределы. Вначале увольнение Польховского, он сегодня как раз попрощался с мужской командой – посидели, чайку попили, и он уехал. Разговаривал ли я с Тихоновым? Да, общались. Он прямо сказал, что не допустит Рожкова к этапу. И слово сдержал».
Теперь остается только подождать развития событий. Искать правых и виноватых в этой ситуации довольно сложно. У каждого есть своя правда. Но очевидно, что снимать довольно успешного тренера в самом начале сезона – явление довольно удивительное. Факт остается фактом, все это вряд ли пойдет на пользу российскому биатлону. Хотя спортсмены продолжают выступать, и делают это вполне успешно. Но только их отношения с главой СБР Александром Тихоновым, увы, в лучшую сторону не меняются.