САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

[54] «В команде был сухой закон»

Судьба золотых медалей сезона-1982 решалась в последнем туре. Чтобы стать чемпионами СССР, минские динамовцы должны были переиграть московский «Спартак» на его поле. Задача, что и говорить, непростая.

Судьба золотых медалей сезона-1982 решалась в последнем туре. Чтобы стать чемпионами СССР, минские динамовцы должны были переиграть московский «Спартак» на его поле. Задача, что и говорить, непростая. В составе красно-белых выступали Ринат Дасаев, Юрий Гаврилов, Сергей Шавло. Причем спартаковцы принимали гостей в манеже с искусственным покрытием, на котором научились играть как никто другой.
Однако подопечные Эдуарда Малофеева в тот год были неудержимы. Для них не имело особого значения, на каком покрытии выступать. В ворота москвичей было забито четыре мяча, и минское «Динамо» в первый раз (и, как потом выяснится, в последний) стало чемпионом СССР. Этой осенью Беларусь отмечает 25-летие той победы, которая пока является самой яркой страничкой в футбольной истории страны. Рассказать, как это было, мы попросили лучшего бомбардира минской команды в том сезоне – Игоря Гуриновича, отметившегося в «золотом» матче дублем.
– Часто приходится вспоминать победу 1982 года?
– А ее не дают забыть. Люди подходят, берут автографы. Узнают и на футболе, и в городе. Недавно даже на концерте ансамбля «Хорошки» встретил поклонников.
– Как относитесь к идее установить памятник Александру Прокопенко (яркий футболист, один из лидеров «Динамо» ушел из жизни в 1989 году, когда ему было всего 36 лет. – О.Г.)?
– А где? В Минске?
– Да, на стадионе «Динамо».
– Прокоп достоин такой памяти. Мать и отец его умерли, брат тоже. Жена с сыном живут в Америке. Недавно вот узнал, что за его могилой даже некому ухаживать. Прокопенко похоронен под Бобруйском, и выбраться туда непросто... Вообще на стадионе «Динамо» неплохо было бы сделать что-то вроде аллеи славы белорусского футбола. У нас хватает людей, которые много сделали для развития этой игры. Наша победа в 1982-м была неординарным событием. До этого была плеяда великих футболистов – Малофеев, Адамов, Мустыгин, Зарембо, – завоевавших «бронзу» чемпионата СССР в 1963-м. Почему бы память об этих людях не увековечить?
– Кто-то из современных белорусских футболистов достоин места на аллее славы?
– Командных успехов мы давненько не добивались, а вот за личные заслуги Глеба бы включил, Гуренко, Хацкевича с Белькевичем.
– Представители старшего поколения, воочию наблюдавшие матчи чемпионского «Динамо», много добрых слов говорят о Прокопенко…
– Кто играл с ним на поле, знает, что это футболист огромного таланта. В нашей команде каждый из себя что-то представлял, но Прокоп все равно выделялся – самоотдачей, нестандартными действиями, своеобразным мышлением. Еще он хорошо был известен своим поведением вне поля. Конечно, его пристрастие к выпивке нельзя было отнести к положительным качествам. Но людям в какой-то степени это нравилось. Мол, гулять-то он гуляет, но посмотрите, что на поле вытворяет. Этот контраст прибавлял ему популярности. Прокоп был настоящим народным героем. Впрочем, срывался он нечасто. Сами понимаете, играть через два дня на третий очень сложно.
– Кстати, сегодня белорусские игроки часто жалуются на усталость, когда им приходится играть в плотном графике…
– Как профессиональный футболист могу предположить, что это свидетельствует об их плохой функциональной готовности. Мало того что мы играли часто, так матчам еще предшествовали долгие перелеты в Ташкент, в Тбилиси – по всему Союзу. Календарь был очень напряженный. Многие играли за сборную. Но мы были готовы к этому – и психологически, и физически.
– Как послушаешь, так складывается впечатление, что раньше спортсмены были сверхлюдьми. Минское «Динамо», гандбольный СКА – эти команды стали легендарными. Почему так вышло?
– Возможно, тогда отношение к профессии было другим. Более ответственным, что ли. Мы ходили на заводы, отчитывались перед болельщиками, и работяги могли в глаза высказать свои претензии. Помню, мы проиграли, и установку на следующий матч Эдуард Васильевич Малофеев начал такими словами: «Республика стонет, производительность упала…» Возможно, здесь есть какое-то преувеличение, но и доля правды большая.
– Вы говорите об ответственности, а если верить рассказам капитана команды Юрия Пудышева, так динамовцы только и делали, что кутили…
– Если бы я не знал, как все было, у меня бы сложились схожие впечатления. Видимо, Пудик таким образом хочет представить нас какими-то вундеркиндами. На самом деле в команде была строжайшая дисциплина – нас наказывали за вес, за повышенное давление. Были молодыми, выпьешь вечером шампанского на свидании с девушкой, а на следующий день боишься, как бы тебя не «засекли». За это могли и оштрафовать, и в состав не поставить. Малофеев вызывал виновника на ковер и отчитывал перед командой так, что мама не горюй. Все этого очень боялись. Тем более с плотным графиком игр шибко не разгуляешься. Нагрузки были сумасшедшими. А когда мы шли к медалям, у нас установился негласный сухой закон.
– Какими были штрафы?
– Суммы, может, и небольшие по нынешним меркам, но тогда весьма приличные – рублей пятьдесят могли снять.
– Эдуард Васильевич держал команду в ежовых рукавицах?
– Он был нормальным тренером. Мог спросить жестко, а мог и отпустить. Всегда защищал нас перед руководством. Товарищи из ЦК любили отчитать нас за неудачи. Мы же все были комсомольцами и партийцами. Еще Эдуард Васильевич замечательно читал притчи. Он их не сам выдумывал, а брал из Библии. Притчи заставляли задуматься, у молодежи так и вовсе бежали мурашки по телу. Хотя иногда над Васильевичем шутили. Идет победная серия, и он одежду уже не меняет. Постоянно ходит в одном галстуке и в одной рубашке.
– Как сегодня складываются отношения с бывшими партнерами?
– У нас была команда-семья. В ней весело жилось и работалось. Когда начинался отпуск, мы думали – скорей бы снова собраться вместе. А сейчас все чем-то заняты. Жизнь непросто складывается. Встречаемся, как правило, когда ветеранами едем куда-то играть. Но мы всегда рады видеть друг друга. Нам есть что вспомнить, есть над чем посмеяться. И мы можем друг другу смотреть в глаза.
– Где храните свою золотую медаль?
– Дома. У меня шкатулочка специальная есть, где все регалии лежат.
– Никто не пытался ее купить?
– Такие вещи бесценны.
– В матче со «Спартаком», где было добыто чемпионство, вы дважды отличились…
– Сначала забил головой, а потом вышел один на один с Дасаевым и переиграл его. Кстати, Ренату я и раньше забивал.
– Как отпраздновали победу?
– Шампанским. Гуляния прошли в пути, когда возвращались поездом из Москвы. Еще до матча администратор Леонид Василевский запасся игристым напитком – это было его обязанностью. У него специальная сумочка для таких целей имелась. Даже если бы мы не стали чемпионами, нам все равно было что отметить. Медали мы получали при любом раскладе.
– Сегодня вы руководите фирмой. А в спорте почему не остались?
– Я хотел, но обстановка так сложилась – негде было. Время было смутное. Найти работу было сложно.
– Сегодня на футбол часто ходите?
– Только на матчи, которые представляют какой-то интерес. Но скажу честно: на играх белорусского чемпионата с трудом высиживаю один тайм.
– А что насчет сборной?
– Последние игры смотрел по телевизору, и ничего хорошего сказать не могу. Хотя матч с голландцами после замены Глеба смотрелся неплохо. Оставшись без капитана, ребята поняли, что могут играть в футбол сами. Может, в следующий раз у них и с Глебом получится. Надеюсь, эта победа изменит психологию команды. Трудно забыть матч с Люксембургом. Это слезы, парикмахерам проигрывать… Сегодня, чтобы добиться победы, надо бегать и играть, а не думать, что ты сильнее. Пешком не обыграешь ни сборную парикмахеров, ни сборную кочегаров.
– Сами на газон «Динамо» давно выходили?
– В прошлом году, когда играли товарищеский матч с дрезденским «Динамо». Запах травы по-прежнему вызывает воспоминания. Я помню, когда динамовские трибуны были забиты под завязку. На игру едешь и за два километра слышишь, как гудит стадион. Настоящий улей. За час до матча практически не было свободных мест. Люди сидели в проходах, билетов было не достать...

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ольга Германова рассказала о гуманитарном грузе для школьников Курской области
  2. Владимир Путин обсудил с Совбезом тему контроля воздушного пространства РФ
  3. Вячеслав Володин проголосовал на выборах в Мосгордуму
  4. Минюст внёс в список иноагентов журналистку Маршенкулову* и ещё трёх человек
  5. Вячеслав Володин провёл встречу с главой Удмуртской Республики
  6. Владимир Путин поручил образовать оргкомитет Национального центра «Россия»
  7. Ставрополье нарастило экспорт в Беларусь на 60% за полгода
  8. На оперную певицу Марию Максакову* завели уголовное дело за призывы к спонсированию ВСУ
  9. Германия планирует поставить ВСУ ещё 77 танков Leopard 1A5
  10. Элла Памфилова: В 49 регионах страны работают избирательные участки
  11. Дмитрий Песков: Личность Владимира Путина – часть политической борьбы в США
  12. За время боевых действий на Курском направлении ВСУ потеряли более 10400 военнослужащих
  13. Золотовалютные резервы Беларуси за восемь месяцев выросли на 7%
  14. Белорусские военные отправились в Россию на боевые пуски ракет
  15. Александр Лукашенко: Национальный исторический музей станет визитной карточкой Беларуси

Парламентское Собрание

Иван Мельников: Российско-вьетнамские отношения сейчас на особом подъёме

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассказал об ожиданиях от предстоящего визита в РФ Председателя Национального собрания Вьетнама

Политика

Что произойдет, если война за Тайвань перерастет в ядерную?

Вашингтон уже вовсю готовит свой народ, что столкновение с Китаем неизбежно.

МНЕНИЯ

Почему в тылу не обучают гражданской обороне?

Олег Зинченко

Когда натовцы одобряют украинские удары своим вооружением вглубь России, ответ на этот вопрос как никогда актуален

Место силы

Вячеслав Володин

Заканчивается  обустройство истока Днепра

В случае с Дуровым парижские правоохранители опозорились по полной программе

Валерий Чумаков

Павел Дуров рассказал, почему вопросы французских следователей вызвали у него искреннее недоумение.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также