Защитник Самюэль Жиго (справа) помогает голкиперу Александру Максименко ликвидировать опасность у ворот. Позже судья назначит ошибочный пенальти. ФОТО: Сергей ФАДЕИЧЕВ/ТАСС
Российский футбольный союз официально признал ошибочным второй пенальти в ворота «Спартака» в матче с «Сочи». После чего Леонид Федун смягчился и передумал бойкотировать чемпионат.
- Наша основная команда продолжит участвовать в турнире. Но если не прекратится судейская травля, мы готовы уйти с поля. «Спартак» за честный футбол, - предупредил владелец клуба.
Хочется верить, что бунт футбольного гладиатора не останется бурей в стакане воды. И вызовет позитивные изменения прежде всего в части судейства, уровень которого порой ниже плинтуса.
Нет худа без добра. Благодаря этому скандалу у болельщиков в кои-то веки появилась возможность проникнуть в святая святых - на судейскую кухню. Были обнародованы переговоры по радиосвязи между главным судьей Василием Казарцевым и видеоарбитром из бригады VAR Игорем Еськовым. Все происходит на 88-й минуте, когда был назначен второй пенальти. Нападающий «Сочи» Немченко, пробив по воротам, сам наскочил на ногу защитника Жиго и упал. Фола близко нет. Но Казарцев указал на точку.
Дальше - началась «ромашка» в эфире.
Еськов: Ноги внизу, об них он ударил... Что он сделал?
Калугин (ассистент видеоарбитра): Угловой или чего?
Еськов: Что он сделал?!
Казарцев: Удар по воротам, Жиго - сбивает.
Калугин: Пенальти. Судья назначил пенальти.
Еськов: Я не могу это не отменить.
Казарцев: Он бьет мяч, Жиго - сбивает. Проверим!
Еськов: Получается - да, что делать?
Еськов (оператору повторов): Дай из-за ворот... Да я вижу уже, у меня сразу екнуло…
Казарцев (игроку «Спартака» на поле): Да отойди ты назад. Пока проверяем.
Игорь Панин, резервный судья (Казарцеву): Вася! Потом времени не будет.
Еськов (после изучения повторов): Ну он подбил ногу, Василий?
Казарцев (игроку): Отойди ты назад. Проверяют. Да.
Еськов (Казарцеву): Василий!
Казарцев: Я!
Еськов: Э-э-э. Подтверждаю решение, продолжай игру.
Обратите внимание: Еськов никакого нарушения вначале не видит и лишь потом начинает прозревать. «Ну он подбил ногу, Василий?» - и это спрашивает видеоарбитр у судьи в поле. Извините, у кого есть возможность посмотреть повтор, оценить подробности момента, как не у бригады VAR? Их для того, собственно, и придумали, чтобы исправлять ошибки главного судьи.
Как эта штука должна работать, мы увидели в матче Лиги Европы «Интер» - «Байер». Арбитр матча дважды ошибочно назначал пенальти в ворота «Байера», и оба раза бригада VAR его решение отменяла. То есть там эта штука работает, как часы.
Дело еще в том, что на видеоповторах сидят те же арбитры, что в других матчах работают в поле. За каждую ошибку, исправленную VAR, оценка полевого судьи автоматом снижается. Возможно, видеослепота, как в злополучном матче на «Открытие Арене», объясняется элементарной цеховой солидарностью.
Профессиональный футбол - это вам не дыр-дыр на пиво. Тут в игре сумасшедшие деньги. Ошибки судей слишком дорого обходятся командам. Легко посчитать. Например, бюджет «Спартака» на стартовавший сезон - 8,6 миллиарда рублей. В чемпионате он сыграет 30 матчей. Делим. Получается почти 290 миллионов целковых стоит каждая игра. Счастье арбитров, что с них не требуют возмещения ущерба. В крайнем случае - отстранят до конца сезона.
Классный арбитр остается на поле всегда незаметным. У нас они вдруг превратились в главных персонажей. Значит, в нашем футболе действительно что-то не так. И спартаковский бунт может оказаться не последним.