[46] По прозвищу «Танк»
На завершившемся в Таиланде чемпионате мира по тяжелой атлетике, последнем перед Олимпиадой в Пекине, сборная команда Белоруссии выступила достаточно успешно, завоевав четыре медали. Также неплохо выступила и сборная России. Одним из тех, кто горячо переживал за выступление команд в Таиланде, был Леонид Тараненко -– Олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, обладатель до сих пор не превзойденного абсолютного рекорда мира в толчке. Этот человек -– одна из самых ярких звезд за всю историю этого вида спорта, занимает достойное место в ряду таких суператлетов, как Ю. Власов, Л. Жаботинский, В. Алексеев, В. Курлович…
Вершиной спортивной карьеры Леонида Тараненко, имевшего в сборной СССР за свой неукротимый бойцовский характер прозвище «Танк», была Олимпиада в Москве. В тот июльский вечер 1980 года московский спортивный зал «Дружба», где соревновались штангисты, был переполнен. Соперником Тараненко оказался один из самых выдающихся болгарских тяжелоатлетов всех времен – Валентин Христов, не знавший доселе ни одного поражения.
Но тогда в очной схватке с болгарской суперзвездой бывший фрезеровщик из белорусского полесского городка Малорита одержал одну из самых ярких и зрелищных на той Олимпиаде побед. Тогда же белорус установил и два мировых рекорда.
Казалось бы, все лучшее – еще впереди. По крайней мере, именно так и думал Леонид, стоя на олимпийском пьедестале. В те звездные мгновения ему и в голову не могло прийти, что очень скоро придется вступить в поединок, куда более тяжелый и страшный, чем борьба с привычной сверхтяжелой штангой.
Поединок со смертью
Тараненко не успел еще как следует насладиться триумфом и невероятной славой, как судьба нанесла ему неожиданный удар. Вчерашний триумфатор умирал в палате одной из московских больниц.
И самое страшное, что врачи не могли определить даже причину болезни, а значит, и найти способ, как с ней бороться. Когда кризис стал приближаться к развязке, у постели Леонида собрался консилиум из лучших медицинских светил, во главе со знаменитым профессором Мироновым, который констатировал, что уже ничто не сможет спасти спортсмена от смерти.
Но, по-видимому, уходить в мир иной Леониду было еще рано. Буквально через несколько часов после упомянутого консилиума врачи получили результат последнего из анализов, взятого скорее для очистки совести, чем для спасения. Но именно он спас Леонида – оказалось, что это редкая и опасная инфекция, которую спортсмену занесли… сами же врачи.
Тараненко активно готовился к приближающемуся чемпионату мира в Москве, чувствовал себя великолепно и планировал выйти на невероятные тогда результаты – 200 кг в рывке и 250 кг в толчке. Нагрузки, естественно, были запредельные, и во время одной из тренировок Леонид получил травму спины. Врачи предписали ему уколы обезболивающей блокады. Пригласив за компанию своего друга Юрика Варданяна – тоже олимпийского чемпиона, Тараненко поехал в одну из московских больниц. Варданян, увидев там вопиющую антисанитарию, ужаснулся: «Леня, как бы они тебе что-нибудь не занесли!» Как в воду глядел…
Да и как могло быть иначе, если, как установила впоследствии комиссия, помещение больницы, где обслуживались лучшие спортсмены СССР, было насквозь пропитано этой самой инфекцией! Впоследствии, чтобы избавиться от нее, пришлось срывать со стен 7 см штукатурки.
Леониду лучшие специалисты страны сделали сразу несколько операций. Но последнюю, самую главную линию обороны в этой борьбе со смертью мужественно держал все же сам спортсмен. Окружающие восхищались его выдержкой и терпением. А врачи впоследствии говорили: опасность была настолько велика, что эту страшную борьбу со смертью любой другой на месте Тараненко вряд ли выдержал.
Возвращение
Когда после выздоровления он попытался заговорить с лечащим врачом о своих спортивных перспективах, тот посмотрел на Тараненко как на сумасшедшего: «О чем вы говорите! Вам бы после этого хотя бы ходить нормально научиться».
Умом Леонид понимал, что остаться в спорте шансов у него никаких, но сердцем с этим согласиться не мог. Тараненко и его тренер Логвинович поставили задачу не только встать на ноги, но и достичь результатов мирового уровня, даже несмотря на то, что он едва мог передвигаться. Приходилось заново учиться полноценно ходить. А его руки, легко преодолевавшие гравитационное притяжение в два центнера, теперь не могли оторвать от земли даже несколько килограммов.
Иногда хотелось на все плюнуть и бросить. Но в минуты, когда казалось, что уже исчерпан весь лимит сил и терпения, Леонид вновь с яростью набрасывался на снаряд, будто тот был виноват в его слабости.
И буквально через полгода после первого прихода в зал Тараненко показал результаты, благодаря которым его вновь пригласили в сборную СССР! Более того, уже на первых же после возвращения на помост соревнованиях у себя на родине в Минске он вновь вышел на высокие результаты. Таких случаев в истории тяжелой атлетики больше нет. Олимпийские чемпионы, если попадали на операцию (тот же Леонид Жаботинский), с помостом прощались навсегда.
Правда, выступать в своем привычном весе – первом тяжелом – Тараненко больше не довелось. При сгонке веса поврежденный позвоночник мгновенно начинал давать о себе знать. И Тараненко пришлось перейти в сверхтяжелую весовую категорию.
Неудавшиеся попытки
Через несколько месяцев Тараненко потряс мир еще одной сенсацией. На Кубке Дружбы, который проходил в 1984 году в Москве, в сумме двоеборья он достиг результата, который был на 40 кг «тяжелее» показателя победителя Олимпиады в Лос-Анджелесе.
В сборной СССР в сверхтяжелой весовой категории тогда выступали три супербогатыря, каждый из которых мог принести команде «золото». Кроме Тараненко на помосте блистали А. Писаренко и А. Курлович. И такая жесткая конкуренция в сборной СССР, безусловно, сыграла свою роль в спортивной судьбе Леонида. Она помогла спортсмену установить абсолютные достижения в тяжелой атлетике: 266 кг в толчке и 475 кг в двоеборье. Эти суперрезультаты, непревзойденные никем до сих пор, вошли в Книгу рекордов Гиннесса.
Поэтому на Олимпиаде 1992 года Тараненко твердо рассчитывал на второе олимпийское «золото». К тому времени СССР уже не существовало, и он выступал за сборную СНГ. Но предательски открылась одна из травм, и Леонид уступил первенство Курловичу. После этого он решил уйти с помоста.
Без дела Тараненко не остался – всемирно известного атлета пригласили в Индию на тренерскую работу. Казалось, что с карьерой спортсмена покончено навсегда. Но за год до Олимпиады в Атланте Тараненко приехал на родину и зашел в Министерство спорта Белоруссии. Там его встретил один из руководителей тяжелой атлетики, который сказал: «В стране нет спортсмена тяжелого веса, выручай, начинай готовиться к Олимпиаде». А до нее оставался ровно год. И Леонид решает рискнуть!
Но с активными тренировками стали возвращаться и старые травмы. За десять дней до соревнований на тренировке Леонид в очередной раз повредил спину. Он надеялся лишь на чудо, но, увы, второго чуда в его жизни не случилось! Более того, ему впервые довелось пережить и великое падение: на разминке Тараненко не взял даже минимальный вес и потому не смог даже выйти на помост.
Сразу же после Атланты Тараненко опять получил приглашение из Индии, где стал тренировать… женщину. И на Олимпиаде в Сиднее его воспитанница стала первой в истории индийской женщиной, завоевавшей олимпийскую медаль – «бронзу». Домой она возвращалась национальной героиней, а ее тренер, как минимум, знаменитостью. Поэтому вскоре Леониду предложили тренировать всю женскую сборную Индии по тяжелой атлетике.
Казалось бы, все вновь стало налаживаться. Но на Олимпиаде в Афинах допинг-пробы двух индийских штангисток дали положительный результат. По индийским законам, за подобные проступки все причастные к скандалу подлежали суровому наказанию. А на роль «крайнего» лучшего кандидата, чем иностранный специалист, конечно же, трудно было найти.
Мысли о Пекине
Результаты спортсменов из России и Белоруссии в Таиланде Тараненко оценил очень высоко. Он восхищен выступлением 19-летнего белоруса Андрея Арямнова, предрекая ему блестящее будущее. Кстати, для Андрея это уже второй титул чемпиона мира – весной он стал лучшим на юниорском первенстве планеты. А через полгода в Таиланде прибавил к своему весеннему результату сразу 30 кг.
По мнению Тараненко, на Олимпиаде в Пекине высоки шансы сборной Белоруссии и в категории до 85 кг, где стабильно выступает Андрей Рыбаков. Тараненко считает Рыбакова признанным лидером в своем весе, но ему обязательно нужно прибавить в толчке.
Именно эти два спортсмена, а также призер чемпионата в Таиланде Стрельцов, а среди девушек Новикова и Батюшко, по мнению Тараненко, и есть главная надежда белорусов в Пекине.
Хорошие шансы на предстоящих Олимпийских играх и у сборной России, особенно у женщин, выигравших в Таиланде сразу пять медалей в многоборье. В мужской сборной Леонида радует быстрый прогресс сына чемпиона мира Вячеслава Клокова – Дмитрия. История пока не знала, чтобы сын и отец были чемпионами мира по тяжелой атлетике, а Дмитрию в Таиланде до этого оставалось совсем чуть-чуть.