[45] Метили на Олимпиаду, а попали в призеры
Огромная заслуга в успехе белорусских баскетболисток принадлежит главному тренеру сборной Белоруссии Анатолию БУЯЛЬСКОМУ – одному из самых успешных белорусских тренеров, востребованных не только на родине, но и за рубежом. Наш корреспондент встретился с ним сразу после возвращения команды с чемпионата.
– Тогда мы думали не столько о медалях, сколько о попадании на олимпийский турнир. Но когда возникла реальная возможность вырваться в призеры, упустить ее было нельзя. Хотя в таком составе и на таком турнире девочки выступали впервые. Собственно, как и я сам.
– Трудно пришлось?
– Возможно, чемпионат Европы по зрелищности уступал играм в женской НБА, но по накалу и уровняю мастерства команд явно превосходил их. За 14 дней мы провели 9 игр.
– Что сложнее – пробиться в элитный дивизион или завоевать медали?
– Мы были «в коротких штанишках», из которых, как видим, уже выросли. Но, не пройдя дивизион «В», вряд ли бы мы что-то показали в элите. То есть попади три года назад этим же составом прямо в когорту сильнейших, нам всем было бы стыдно и неудобно. Ведь команда делается не за месяц и даже не за год. А когда «тесто взошло», появился и результат.
– Как в Италии реагировали на успехи белорусской команды?
– Никто этого не ожидал. Итальянцы иногда даже спрашивали – а где вообще находится Белоруссия? Это на юг от России, на север или на восток? Никто и подумать не мог, что мы заберемся так высоко. Хотя накануне турнира тренер сборной Чехии – тогда все еще чемпионов Европы, отвечая на вопрос о возможных сюрпризах турнира, назвал команды Белоруссии и Бельгии.
– Эффект неожиданности был на руку белорусской команде?
– Конечно, не без этого. Хотя к началу чемпионата соперники имели достаточно информации о нашей команде.
– А вы как изучали игру соперников?
– К сожалению, у нас нет специальной аппаратуры для этого. Поэтому в обработке информации нам здорово помогли коллеги из российской сборной. У россиян есть компьютерная программа стоимостью в 24 тысячи евро, при помощи которой игру конкурента можно за полтора часа разобрать по полочкам. Чтобы это делать вручную, требуется гораздо больше времени.
– Россия, на ваш взгляд, выиграла чемпионат заслуженно?
– Думаю, да. Возможно, сначала россиянки где-то недооценивали соперниц, но в решающих матчах турнира проблем с настроем у них не было. У России очень мощная команда. Единственный ее недостаток – отсутствие четкого плеймекера. А по остальным амплуа, по опыту эта сборная была одной из лучших. И вообще, на этом турнире все команды заняли места в соответствии с их возможностями.
– Как ваши девочки отреагировали на свой успех?
– Думаю, при ином результате многие из них оставили бы баскетбол и завели детей. Но возможность сыграть на Олимпиаде заставила всех повременить с этим. Вообще, спортсмены играют так, как ты их научил. И если требуешь чего-то от них, значит, требуешь и от себя.
– Большинство игроков белорусской сборной выступают за рубежом. Это нормально?
– Конечно, нет. Необходимо развивать прежде всего собственный чемпионат. Тем более весь мир сегодня борется с легионерами, в том числе и среди тренеров. В России, к примеру, это делается финансовым путем. Лицензия для российского тренера стоит сто долларов, мне же она обходится в десять тысяч долларов (правда, за нее платит клуб). То есть все идет к тому, что скоро за рубеж будут уезжать только лучшие игроки. Будут нужны такие, как Веремеенко, Марченко, Левченко. А игроков столь высокого уровня не так и много.
– Перед чемпионатом от вас и вашей команды приходилось слышать много нареканий в отношении страны к баскетболу…
– В подготовке к чемпионату Европы министерство спорта не сорвало ни одного пункта. Но вопрос в системе. К примеру, в день баскетболистки из «разрушенной войной Сербии» (так выразился один наш спортивный функционер) получали 50 евро командировочных, испанки – 250 евро. Нам же выделяли по 12 тысяч белорусских рублей – то, что положено по нашим законам.
– Связываете ли вы свою дальнейшую судьбу с работой в сборной Белоруссии?
– Если мне предложат достойную оплату, я подумаю. Тем более что работы в сборной хватает. Пока же, как главный тренер национальной команды, я получаю в Минспорта на полставки 230 тысяч рублей (чуть больше ста долларов. – О.Г.), так что даже полная ставка меня не спасет. Мне же надо кормить семью. В клубах платят куда больше.
Беседовал