Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Спорт


Глеб насущный

Лучший футболист Беларуси последних десятилетий закончил карьеру

Александр успел за карьеру выступить не в одном европейском гранде и долгое время был лидером сборной команды Синеокой. Фото: Ronnie Macdonald/Flickr

ГЕРОЙ АСФАЛЬТА

На заслуженный отдых экс-полузащитник БАТЭ, «Штутгарта», «Арсенала», «Барселоны» уходит с увесистой охапкой завоеванных наград. Шесть побед в чемпионате Беларуси, испанское «золото», королевский кубок и, наконец, Лига чемпионов УЕФА. Из футболистов наших стран до самого престижного европейского трофея дотянуться удавалось лишь двоим - Дмитрию Аленичеву из «Порто» и ему, Александру Глебу в составе «Барселоны».

Сначала, правда, бабушка записала его в секцию гимнастики. Но маленькому Саше там не нравилось. И в один прекрасный день отец принял провидческое решение. Взял сына за руку и отвел в детскую футбольную команду минского «Динамо».

- Помню, был дождь. Занятие уже шло. Тренер отмахнулся: «Приходи как-нибудь в другой раз!» От обиды я закипел: «Хочу прямо сейчас». Он так еще посмотрел на меня: «А ты, видать, с характером, ладно, беги на поляну». Так все началось, - вспоминает Александр.

Характер у него для спорта оказался самый подходящий: злой, даже нервный на поле, никогда не любил проигрывать.

- Конечно, мне это помогало добиваться самых фантастических целей, - считает он.

Правда, звездная карьера могла оборваться не начавшись. Из-за травмы. Условия для тренировок в секции были те еще - площадка асфальтовая, в нескольких местах чугунными шляпками торчали люки. Зимой их присыпало снегом. Бил по мячу - попал ногой по люку. Боль - зверская. Кое-как припрыгал на одной ноге в больницу. Рентген. Перелом большого пальца. «Все, заканчивай с футболом, - сказал врач, как скальпелем махнул. - Нога восстановится года через четыре не раньше, ходить с трудом будешь, не то что бегать».

Какой - заканчивай, когда тебе лишь пятнадцать? Полгода не играл. Даже в школу прыгал на одной ноге. В итоге связался с доктором сборной. Тот: нужна операция. Хирурги шесть часов колдовали над суставом. Нога - о чудо! - починилась. И вновь - на поле. Уже в семнадцать лет подписал контракт с БАТЭ, выиграл с ним чемпионат Беларуси и… уехал в немецкий «Штутгарт». Затем - лондонский «Арсенал», дальше «Барселона», где его партнером на поле был сам Месси.

В КЛЕТКЕ СО ЗВЕРЕМ

Ему повезло поиграть в Европе под руководством выдающихся, но космически разных по характеру тренеров. Феликс Магат в «Штутгарте» был просто зверь. Злющий. Колючий. Порядки, как в армии.

- Нога болит, а он в ответ: «Какая еще нога! А ну быстро рывочки делать». Реально была жесть.

Хосеп Гвардиола в «Барселоне» тоже оказался не подарок. Жесткий. Эмоциональный. Не стеснялся в выражениях. Обматерить мог запросто. «Напихал» однажды даже Месси. Но ему сразу объяснили: Лео трогать нельзя. Зато Арсен Венгер - совсем другая песня. За все четыре года в «Арсенале» Глеб от него ни одного бранного слова не слышал.

- Наоборот, понимает тебя, поддерживает. Сыграл неудачно, обязательно подойдет, воодушевит. Ему не надо было ничего объяснять, он сам все чувствовал, - рассказывает Глеб.

Венгер даже называл белоруса своим вторым сыном. А еще в Лондоне он удостоился комплимента от Елизаветы II. «Канониры» стали первыми в истории, кого в полном составе пригласили в Букингемский дворец. Глебу очень понравилась картина Ван Гога, висевшая в дворцовых покоях. «Сколько она стоит?» - полюбопытствовал у привратника. «О, у вас отличный вкус, сэр, - расшаркался тот. - Думаю, несколько миллионов фунтов».

- Француз Матье Фламини, полузащитник, слышал наш разговор и тут же пошутил: «Вы зря назвали сумму, - вздохнул он, печально глядя на привратника. - Такие ребята, как этот, так просто ни о чем не спрашивают», - с улыбкой вспоминает Глеб.

Сама Елизавета II тогда уделила внимание каждому из гостей, в том числе и Александру.

- Ты из Беларуси? - оживленно переспросила она. - Я знаю вашу страну и даже была в вашем посольстве! Я смотрю по телевизору матчи «Арсенала». Мне нравится, как ты играешь.

ВНЕ ИГРЫ

ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ

Глебу можно только позавидовать: карьера в футболе удалась на славу. Но - все. Точка поставлена. Что дальше? Выдающемуся футболисту, кажется, предначертано быть тренером. Огромный опыт надо ведь кому-то передать.

- Еще играя, я задумывался, конечно, о тренерской карьере, - рассказывает Глеб. - Но, знаете, недавно ездил в Краснодар к Саше Мартыновичу в гости. Попал как раз на их матч с ЦСКА. Смотрел с трибуны на Виктора Гончаренко - просто вулкан эмоций всю игру. Вспомнил опять же Венгера, как он переживал, сам не свой был. И решил пока поберечь свои нервы, хотя бы ради семьи. Тренер - очень стрессовая работа. И отнимает еще больше времени, чем у футболистов. Но это не означает, что я отхожу куда-то в сторону. Можно быть полезным не только в качестве тренера. И мне хочется делать все, что в моих силах, для развития белорусского футбола. Если я понадоблюсь, то, конечно, с удовольствием откликнусь.