Чужой среди своих
Хамовнический суд Москвы рассмотрел необычное дело. Урожденный россиянин Андрей Мезин, имеющий на руках паспорт с двуглавым орлом, доказывал, что он не является легионером у себя на родине. Но так и не доказал.
Предыстория тяжбы такова. Владислав Третьяк с момента своего прихода на должность президента Федерации хоккея России (ФХР) объявил войну иностранным голкиперам. Свои действия он объясняет тем, что «с 1993 года сборная России не выигрывала чемпионат мира, а вратарская позиция, такая уязвимая у нас, – одна из самых важных».
В российской суперлиге на самом деле наблюдается засилье иностранных вратарей, а местные воспитанники по большей части сидят на скамейке запасных (правда, еще надо помнить о ряде высококлассных российских голкиперов, играющих в Северной Америке и не выступающих по разным обстоятельствам за сборную). Третьяк решил бороться с этим радикально. Сначала он обязал клубы платить налог за легионеров. Причем за вратарей больше всего – 4,5 миллиона рублей. С этого сезона сумма взлетела до девяти миллионов. Финальное решение ФХР – чемпионат России-2007/2008 станет последним, в котором смогут участвовать вратари-иностранцы.
В категории вратарей-иностранцев оказался и Андрей Мезин, хотя сам он родился в Челябинске. Хоккейные чиновники смотрят не только на гражданство в паспорте, но и на гражданство спортивное. Если спортсмен не может выступать за сборную России, значит, он легионер. Мезин, заигранный за сборную Белоруссии на последнем чемпионате мира, выступать за Россию не может. И совсем не важно, где он родился. Третьяк, комментируя ситуацию с Мезиным, подчеркнул, что тот должен сменить спортивное гражданство. Но на это требуется минимум два года.
В таком подходе вратарь усмотрел нарушение своих конституционных прав. Прежде всего права на труд. Оно гарантировано не только Конституцией Российской Федерации, гражданином которой Мезин является, но и соглашениями Союзного государства. Граждане Белоруссии и России имеют равные права на трудоустройство на территории обеих стран. Оказывается, все гладко только на бумаге. Федеральный судья Любовь Деднева признала претензии голкипера необоснованными. Мезин назвал это решение «политическим». Адвокаты вратаря направили апелляцию в суд высшей инстанции.
Из-за всей этой круговерти – огромных выплат за легионерство и близкой перспективы утратить возможность играть на родине – у Мезина срывается уже бывший на мази контракт с чемпионом России – магнитогорским «Металлургом». Во время чемпионата мира была озвучена информация, будто вратарь заключил с магнитогорцами полноценный контракт, однако подписанный документ оказался всего лишь договором о намерениях. Мезин станет вратарем «Магнитки» только при условии, что он избавится от легионерского статуса. К слову, руководители магнитогорского клуба, пока вопрос с Мезиным висит в воздухе, ищут голкипера за океаном. Очевидно, что клуб не страшат большие денежные выплаты за вратаря-легионера. Так что матч на чемпионате мира в Москве против немцев в воротах сборной Белоруссии может стать для Мезина последним в России.
Кстати
У Мезина есть запасной аэродром
Вратарь может продолжить карьеру в Западной Европе или Северной Америке
Андрей говорит, что настроен оптимистично. Тем не менее он уже прорабатывает варианты дальнейшего трудоустройства, если ему не удастся остаться в «Металлурге» или какой-то другой российской команде. По словам Мезина, им интересуется несколько европейских клубов. В частности, берлинский «Айсберэн», за который он когда-то выступал. Также Мезин не исключает свой переезд в Северную Америку, если ему по старой памяти поможет Глен Хэнлон, бывший наставник белорусской сборной. Однако самым оптимальным вариантом голкипер все-таки называет Магнитогорск.