Светлана Журова: Белый флаг выкидывать рано, будем бороться
Всемирное антидопинговое агентство (WADA) в понедельник приняло санкции в зубодробительном варианте: отстранить Россию от международных соревнований сроком на четыре года
Трехкратная чемпионка мира по прыжкам в высоту Мария Ласицкене назвала случившееся «позором» и добавила, что менять гражданство не собирается: - Будем доказывать, что российские спортсмены живы, пусть даже и в нейтральном статусе. Фото: Владимир Шарифулин/ТАСС
То, чего боялись, все же случилось. Наши атлеты смогут выступать на соревнованиях только под нейтральным флагом, а допускать до крупнейших международных турниров, включая Олимпийские игры, будут лишь тех, кто не причастен к допинговым нарушениям.
Последняя надежда, что, может быть, пронесет, отделаемся только испугом, исчезла после заявления президента МОК Томаса Баха, прозвучавшего накануне оглашения приговора.
- Мы обязаны следовать рекомендациям WADA. Это обязательно для МОК. У нас нет причин сомневаться в заявлениях WADA, - заявил он.
Вердикт, кстати, мог быть еще жестче. Так, вице-президент WADA Линда Хеллеланд требовала практически тотального исключения России из международной спортивной жизни: «Я настаивала на полной дисквалификации. Считаю, что это самый большой скандал, который был в мировом спорте».
Но WADA и так не поскупился на санкции, которые, к слову, были поддержаны единогласно. Удар тяжелый.
Если не нокаут, то нокдаун точно. Но выкидывать покорно белый флаг Россия не собирается.
- Сначала мы должны дождаться решения наблюдательного совета РУСАДА. Заседание состоится 19 декабря. Если там отклонят данную резолюцию, тогда мы пойдем в Спортивный арбитражный суд (CAS), - сказала корреспонденту «СВ» олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы Светлана Журова. - Впрочем, уверена, Россия в любом случае обратится в арбитраж в Лозанне, чтобы отстоять права наших спортсменов и они могли участвовать в любых соревнованиях без каких-либо ограничений. Это самое важное, чего мы должны в первую очередь добиться.
- Но поможет ли CAS?
- Положительный опыт у нас есть. Когда у наших спортсменов пытались отобрать сочинские медали, мы точно так же обратились в Лозанну и выиграли суд. Все награды вернули. Адвокаты работают. Тем более есть доказательства, что манипуляции с базой данных осуществлялись извне. И показания Родченкова, которые он давал, звучали не слишком достоверно. В общем, поводов, чтобы у судей появились сомнения, предостаточно.
И наших спортсменов мы сможем все-таки отстоять. Без соревнований Россия может обойтись. Без спортсменов - нет. И мы не можем допустить, чтобы для них наступила эпоха безвременья.
- Есть ощущение, что ситуация с Рио может повториться и теперь - перед Играми в Токио: без национального флага, плюс - унизительная процедура допуска персонально каждого спортсмена, когда до последней минуты неизвестно: поедешь на Игры или нет?
- Надеемся, что все же не повторится. Да, в нынешнем вердикте WADA есть оговорка насчет нейтрального статуса и что решения по каждому спортсмену будут принимать международные федерации. Но в любом случае хотелось бы этого избежать. Поскольку это будоражит общество и страшно нервирует самих спортсменов, когда перед каждым встает непростой моральный выбор: могу ли я выступать под нейтральным флагом? Болельщики также воспринимают это по-разному, вешая иной раз на спортсменов нелестные ярлыки непатриотов. Повторения не хочется.
- То есть надежда все-таки остается?
- Конечно. Думаю, мы сможем отстоять свою позицию в Лозанне. А возможно, все разрешится чуть раньше и международные федерации оставят право решения за собой. Вероятность этого достаточно велика.
Из международных турниров, которые из-за санкций может потерять Россия, болельщиков больше всего беспокоят матчи чемпионата Европы-2020. Они должны состояться в Санкт-Петербурге. Еще финал футбольной Лиги чемпионов в 2021-м и чемпионат мира по хоккею среди молодежных команд. Впрочем, руководители УЕФА уже дали понять, что WADA им не указ. Примерно так же, но более дипломатично высказался президент ИИХФ Рене Фазель: «Будет сложно, иначе говоря, невозможно поменять локацию чемпионата мира».
Так что, несмотря на прозвучавший вердикт, последствия для России могут в итоге оказаться не такими страшными, как хотелось бы некоторым нашим «друзьям».