[41] 101-й матч Шамиля Тарпищева
Не успел Шамиль Тарпищев сполна насладиться третьей победой женской сборной России в Кубке Федерации-2007 за последние четыре года, как капитана наших национальных команд ожидало новое испытание – полуфинал Кубка Дэвиса-2007 против команды Германии, где россияне добились непростой победы 3:2. Обо всем этом Шамиль Анвярович рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете...
– Он дался тяжелее, чем хотелось бы. Во-первых, Петрова выбыла из-за травмы, мы об этом не говорили, дабы не нагнетать страсти. И слава Богу, это прошло незаметно. Во-вторых, лидер нашей сборной Светлана Кузнецова играла на обезболивающих, в силу того, что была потянута косая мышца живота. Из-за этого она не могла подавать в полную силу. Поэтому с этой позиции финал был для нас непрогнозируемый. Когда в первый день Чакветадзе дожала-таки Скьявоне – это стало решающим моментом, предопределившим итог всего финала. Мы были уверены, что Света выиграет свой матч у Мары Сантанджело, поэтому, когда мы повели со счетом 2:0, стало ясно, что победим. Дальше было намного проще: даже если бы Кузнецова и уступила Скьявоне, это ничего бы не значило. Чакветадзе в любом состоянии должна была обыгрывать Сантанджело. Но так как Света выиграла, пропала последняя интрига в этом противостоянии. Поэтому в последнем матче было принято решение выпустить на корт Елену Веснину, которая в блестящем стиле взяла верх над вторым номером итальянской сборной.
– А по вам не скажешь. Вы всегда выглядите спокойным, хладнокровным и рассудительным, вне зависимости от того, проигрывает сборная России или выигрывает…
– Но это уже все-таки 101-й матч для меня. Есть колоссальный опыт проведенных игр, поэтому внешняя сторона должна быть всегда скрыта.
– Но все равно, как вам это удается, ведь огромное напряжение испытываете во время любого матча?
– Там (на стульчике. – Прим. авт.) – единственное место, где никто к тебе не пристает, кроме одного или двух игроков. Но если серьезно, то в голове уже отложился за 101 матч миллион различных наработок. По ходу поединка видишь состояние как своих, так и чужих игроков, поэтому уже многие вещи делаются на автопилоте. Нервотрепка предыдущих матчей заставляет эмоции уходить на задний план. Поэтому это больше вопрос привычки.
– Кстати, серьезная ли травма у Кузнецовой?
– Это не настолько серьезная травма, другое дело, что времени на лечение уйдет достаточно много – месяц-полтора. При этом повреждении кровообращение достаточно слабое. Играть вроде бы можно, но подавать очень трудно.
– Значит ли это, что Света может пропустить Кубок Кремля-2007 ?
– Я думаю, что нет. Существует лишь опасность усугубления травмы. Но нормально играть можно с бандажом. Тем более что у нее есть подобный опыт.
– Шамиль Анвярович, многие вами восхищаются как блестящим стратегом, вашим умением предугадывать состав, то есть поставить на тех игроков, на которых надо. Вы еще никогда не ошибались? В чем ваш секрет?
– Дело в том, что в свое время я вывел понятие тренерской формы. Я часто смотрю видеозаписи матчей, анализирую игры и поведение на корте как своих игроков, так и игроков соперника, особенно в стрессовых ситуациях, то есть во время розыгрыша тай-брейка. И когда ты умеешь наложить действия своих на игру чужих, можешь выбрать правильное решение. Этому опять-таки помогает богатый опыт и богатая картотека. У меня постоянно такое бывает: игрок садится на стул после разминки, а я уже заранее знаю – выиграет он этот матч или проиграет. А самое интересное, мало что уже можешь при этом поменять. У меня очень хорошо развита интуиция, поэтому ничего просто так в современном спорте, будь то теннис или гольф, не дается.
– Не могу не спросить про Марию Шарапову. После ее приезда многие наши теннисистки говорили, что не понимают, зачем и для чего она это сделала. Как она чувствовала себя в коллективе, как влилась, ведь это для нее было в новинку?
– По большей части все это пресса раздула. Журналисты любят искать изюминки скандала, а потом это все по-своему обыгрывать. На самом же деле здесь была простая ситуация: ни одного скандала между игроками не было. Разногласия были у их родителей (например, у Юрия Шарапова и Джамала Чакветадзе. – Прим. авт.), у тренеров, но не у девочек. Лично Маша Шарапова никогда ни с кем не конфликтовала, и с ней никто не ссорился. Поэтому, когда нет конфликта между игроками, когда нет глубины обид или других негативных вещей, все разрешается достаточно легко. Перед финалом я Маше позвонил и объяснил, что ей целесообразно приехать в Москву, потому что и фон вокруг нее уже плохой, и народ российский недружелюбно относится. Она сразу же согласилась, приехала, и никаких проблем не было. Все девочки, когда прощались, дружно расцеловались. Сама по себе Маша абсолютно нормальный человек, без каких либо «заносов», в этом-то вся и легкость. Даже был такой случай: у гостиницы, где проживали теннисистки, стоял автобус, и тут же за Машей приехали два Range Rover. Люди из ее окружения предложили ей поехать на этих внедорожниках, но Шарапова сказала, что поедет с девочками на автобусе. И во время тренировок она без обид тренировалась со всеми – и на основном корте, и на запасном. Поэтому нет ничего, к чему можно было придраться. Я думаю, она этим ответила всем, что в дальнейшем будет играть за Россию.
– Возможно ли ее участие за национальную команду уже в первом раунде Кубка Федерации-2008 в Израиле?
– Если будет здорова, то почему бы и нет?!
– А почему Шарапова не осталась также поддержать и наших ребят в полуфинале Кубке Дэвиса-2007?
– Потому что Маше надо подлечить травмированное плечо. Она сейчас уехала на медосмотр, чтобы получить «добро» на участие в Кубке Кремля-2007. Ответ, будет ли она играть в московском турнире или нет, Шарапова получит 1 октября. 2 октября мы договорились созвониться – и если все будет хорошо, она получит wild card от организаторов Кубка Кремля-2007.
– Давайте вернемся к полуфиналу Кубка Дэвиса-2007 со сборной Германии… О чем вы думали, после двух дней уступая 1:2?
– Еще до матча я говорил, что игра будет непредсказуемой, а рейтинг не будет иметь особого значения. Счет был, по большому счету, неважен – 2:1 или 1:2... Решающим мог стать третий день, и в принципе мы рассчитывали на 2 очка. Паника отсутствовала. Главным было – определиться с тем, что делать и как играть. Тем более что мы угадали, что Хаас не выйдет на корт, а заменит его молодой запасной.
– Теперь главной задачей будет получить американскую визу вовремя?
– Это не ко мне вопрос. Я сдал документы на визу сразу после приезда из Америки, чтобы потом не говорили, что слишком поздно.
– Стоит ли в финале ожидать помощи от Марата Сафина?
– Если все будут в порядке, значит, впятером и поедем.
– Что вы думаете по поводу предстоящего финала?
– Скорее всего, матч будет на харде, поэтому подготовку нужно сделать основательнее, чтобы все приспособились. Я надеюсь, что ребята будут в порядке, поэтому поедем за победой.
– Будете ли вы готовить к финалу пару – это ведь не самое сильное место сборной?
– Если бы первый день не сложился так тяжело, то в паре бы играли Андреев и Давыденко, победители Кубка Кремля. Я считаю, что у них были хорошие шансы на победу. Есть еще Сафин, который в парном разряде выступает прилично, есть Южный и Турсунов. Проблема в том, что надо сыгрываться. Ведь в индивидуальных соревнованиях ребята выступают на разных турнирах. Тем более Олимпийские игры на носу, где парный рейтинг тоже важен, а мы пару традиционно не играем. Когда прорываешься с сотого места в одиночке, тут не до пары.
– Не могу не спросить про Марата Сафина. Что его понесло в горы Непала?
– Да о чем вы?! Это называется: «Хочу – делаю, хочу – нет». За его решением ничего не стоит, это лишь чистые эмоции.