«Трофей Пено»
К сожалению, об этом виде спорта мы знаем не так уж много. А ралли заслуживает большего. Вот и прошедшие в Тверской области гонки подтвердили это. В Пено собрались сильнейшие раллисты нашей страны. Трасса здесь непростая и весьма интересная. На лесных дорожках спортсменам предстояло выявить сильнейших на гравийной дороге, которая, по словам самих спортсменов, оказалась довольно быстрой и требовала немало технических навыков от пилота и надежности от автомобилей. Сразу стоит отметить, что соревнования проходили как в абсолютном зачете, так и в разных классах, самым престижным из которых является №4, где выступают полноприводные серийные автомобили. Впрочем, говорить о серийности по отношению к раллийным авто, по крайней мере, наивно. Во всех без исключения классах от серийной модели остается разве что корпус, а все остальное команды меняют. В итоге на трассу выходят настоящие монстры, способные передвигаться на нереальных скоростях по самым сложным трассам.
Предварительно в гонке должны были принять участие 48 экипажей, однако в итоге старт взяли только 44, а остальные вынуждены были переквалифицироваться в зрителей. Среди неудачников оказался и автомобиль команды «Consol Пресня», тренер которой – Валерий Гордеев – любезно согласился помочь автору этих строк разобраться в теме. А этот человек в мире ралли известен очень хорошо. Достаточно сказать, что в свое время он был чемпионом СССР и призером чемпионата России.
– Честно говоря, мы заметно отстаем от мировых лидеров, – рассказал Валерий. – Этому есть объяснение. Если в СССР был массовый спорт, то сейчас этого нет. Соответственно нет и финансирования, без чего крайне тяжело развиваться. А ведь содержание каждой гоночной машины стоит очень и очень больших денег. Например, в классе №4 речь идет о примерно 150 тысячах долларов в год на каждую машину. Наша команда выступает в другом классе, но и там нужен солидный бюджет. Еще одна проблема – телевидение. Наш вид мало показывают, поскольку в отличие от кольцевых гонок он более затратный и требует больше камер. Ну а без помощи телевидения спонсоров опять же трудно найти.
Но не в деньгах только счастье.
– В Москве, – говорит Валерий Гордеев, – к примеру, совсем нет трасс, а соответственно нет и соревнований. Ищем регионы, где ралли развивается. Что касается перспективной молодежи, то отличное будущее как в России, так и за рубежом предрекают 16-летнему Евгению Новикову. К тому же у него есть обеспеченные родители. Все это должно помочь ему в будущем дойти до чемпионата мира.
Суммарная протяженность восьми спецучастков составила без малого 110 км. А вот расстояние до допов спортсменам пришлось преодолевать по всем правилам дорожного движения, за чем пристально следили судьи. И любое нарушение тут было чревато различными штрафами.
Старт гонке был дан в центре Пено напротив мемориала Лизы Чайкиной, где собралась большая группа местных жителей и болельщиков. Здесь же вечером награждали победителей и призеров. Но добраться до финиша удалось далеко не всем.
Под оглушительный рев моторов спортсмены стали один за другим уходить на старт. А болельщики тут же поспешили отправиться на другие спецучастки, чтобы там во всей красе насладиться мастерством пилотов и штурманов. А смотреть было на что. И если некоторые на первых отрезках трассы откровенно не спешили «пришпоривать своих лошадей», то нашлись и такие, которые со старта выкладывались по полной. И именно их публика встречала особенно восторженно.
Уже с первых допов борьбу за победу в абсолютном зачете повели гонщики, выступающие на Subaru: лидер общего зачета Алексей Церлюкевич, а также его преследователи – Денис Орлов и Сергей Угер. Быстро показали свои амбиции и представители чемпионатов России и Латвии – Александр Сулимов и Александр Горелов на Mitsubishi. Меньше всех повезло Орлову – он вынужден был остановиться уже после первого спецучастка. Нешуточная борьба шла и в других классах.
После четырех спецучастков машины прибыли в закрытый парк, где за 20 минут механики должны были хоть как-то подлатать изрядно потрепанные трассой автомобили. И тут любопытно было наблюдать, как до этого спокойно отдыхающие бригады «ремонтников», которые довольно вяло готовились к приезду своих гонщиков, вдруг как по команде ринулись к машинам. Как оказалось, за отведенное время можно сделать даже очень многое. Меня просто удивила сплоченность раллистов. Если у механиков одной из команд не оказывалось нужной детали, они тут же бежали к соседям, те без лишних разговоров делились запчастями. «У нас так принято помогать другим, – рассказал Гордеев. – Согласитесь, что в «Формуле-1» вы подобного не увидите. Для нас это в порядке вещей, ведь мы, по сути, одна большая семья. К тому же раллисты напрямую не соревнуются друг с другом, а борются со временем и трассой».
После этого гонка продолжилась. И вот тут мы почувствовали, что такое ралли. Валерий Гордеев на тренировочной машине своей команды с ветерком прокатил по богатой на повороты и различные ухабы трассе. «Это мы еще медленно ехали, – сказал он. – Боевые машины тут проносятся намного быстрее». И это при том, что тренировочная скорость переваливала за 100 км в час.
Заключительные четыре спецучастка должны были определить всех победителей и призеров, а также очередных неудачников, которым добраться до финиша было явно не суждено. И тут произошла небольшая накладка. На одном из допов на трассу прорвался «гражданский» джип, из-за которого на несколько минут гонка была приостановлена. Возмутитель спокойствия сумел скрыться безнаказанным, и спортсмены смогли спокойно продолжить свое движение.
В итоге победу одержал Горелов, который по регламенту кубковых очков не получил. Вторым в «абсолюте» стал Церлюкевич, а третьим – Сулимов. В самом многочисленном классе Р10, где выступают автомобили с объемом двигателей в 1600 кубов, первенствовал Сергей Геращенко на Сitroen. Его главный конкурент Ирек Даутов из-за серьезных проблем не сумел уложиться в отведенное время ремонта, за что получил штраф в 30 секунд.
В этом же классе выступала и последняя оставшаяся в строю машина команды «Consol Пресня». Экипаж в составе пилота Владимира Раппаны и штурмана Евгении Пашкевич на «ВАЗе-21123-03» в своем классе долгое время проигрывал только гонщикам на иномарках, опережая всех конкурентов, выступающих на отечественных автомобилях. Однако на последнем спецучастке техника дала сбой. Сначала из строя вышли тормоза, а затем «умерла» и коробка передач. «Эх, до чего же обидно, – сокрушался Гордеев. – Мы тут на победу не рассчитывали, но очки должны были набрать. В итоге вся команда сошла. Теперь от спонсоров влетит. Что ж, в Санкт-Петербурге на 12-м этапе Кубка России мы точно выступим, а вот на финал в Краснодаре хватит ли техники – вопрос».
Максим ДОМЧЕВ
Фото автора