Над всей Британией безоблачное небо, а на Россию падают дожди
Этого матча ждали прежде всего у нас в стране. Поединки с англичанами, что раньше в Союзе, что теперь в России, всегда выделялись из общего ряда. Оно и неудивительно. Только по отношению к англичанам, да, пожалуй, еще к бразильцам мы употребляем устойчивые идиоматические выражения. Для немцев или итальянцев, при всем уважении к их футбольным заслугам, мы эпитетов не придумали. И непонятно еще, с кем свидание матери-России ценно – с кудесниками мяча или родоначальниками футбола.
За дни, предшествовавшие игре, российские болельщики успели стать заметным явлением в Лондоне. Английская столица, в выходные вполне удовлетворившаяся разгромом своей сборной команды Израиля, на несколько дней ушла в повседневные заботы. Лондон, правда, давно уже завоевал репутацию одного из самых «русских» городов Европы. Сколько выходцев из бывшего Союза осело на берегах Темзы, сказать точно не может никто, но русская речь слышна в Лондоне и в дни рядовые – в канун же матча по-русски, кажется, говорил весь город.
А вот о сборной нашей этого сказать нельзя. Чувствуется в британцах все-таки некоторый снобизм. Отводя заметкам о своей команде страницы и полосы, о команде Хиддинка британские газетчики рапортовали крохотными заметками. Совсем иное дело – Гус Хиддинк. Прошлым летом, сразу после чемпионата мира в Германии, голландец контактировал с Английской футбольной ассоциацией. Контакты эти, правда, по словам самого Хиддинка, носили ни к чему не обязывающий характер. Он, дескать, к тому времени уже дал принципиальное согласие возглавить российскую сборную. Но в Англии верили, что голландец все-таки возглавит «львов».
После шестилетнего «правления» в сборной Англии Свена-Йорана Эрикссона к иностранцам у руля главной футбольной команды уже попривыкли, неприятия они больше не вызывают. Годовое же пребывание во главе команды «своего» Стива Макларена повергло сборную в руины, а самих англичан – в уныние. Но в самом матче «поливаемый» британской прессой «бездарь» Макка, как зовут Макларена в Англии, нашего матерого лиса (или Гуса) тактически переиграл.
Но вернемся к тому времени, когда Гус Хиддинк все еще излучал полную уверенность в себе и выражал надежду на успешный результат лондонской игры нашей сборной. Общение с журналистами голландского специалиста проходило в симпатичной загородной резиденции Sopwell House, расположенной в лондонском пригороде Сент-Олбанс. Сборная здесь поселилась в тиши, вдали от чересчур назойливого внимания прессы и болельщиков. Англичане, к слову, поселились неподалеку – во все том же Сент-Олбансе, ставшем на сутки с небольшим футбольной столицей двух бывших империй.
За день до матча наша команда провела тренировку на «Уэмбли». Она была открыта для прессы лишь на первые четверть часа, но даже из этого короткого промежутка времени можно было сделать вывод – на острие атаки у нас будет играть форвард «Севильи» Александр Кержаков. Однако коварный Гус хитрил. В «основе», как потом выяснилось, вышел Дмитрий Сычев из «Локомотива». Кержакову же достались последние несколько минут.
Игра была назначена на восемь вечера по местному времени, но днем в среду по поведению лондонцев сложно было сказать, что их команду ждет важнейшая игра отборочного цикла. Редко лишь мелькнет в подземке кто-то в белой футболке с тремя львами. А вот наши болельщики начали свои «нулевки» за много часов до игры. Малолюдные в рабочий день кафе и бары заполнились шумными ребятами, в основном в красных футболках от Bosco.
Англичане же начали проявлять себя лишь на подступах к стадиону. В Англии, в отличие от нас, не принято запрещать продажу алкоголя вблизи стадионов, а потому пиво в районе «Уэмбли» лилось рекой. Здесь уже «разминались» хозяева. Несмотря на изрядную «подогретость» болельщиков двух сборных, матч прошел без каких-либо серьезных инцидентов.
Российским фанатам выделили два сектора – G и F. Согласно официальной информации им было выделено 6700 билетов, но, думается, нас в эту среду на «Уэмбли» было много больше. Местные русские покупали билеты самостоятельно, болея уже поодиночке. В общем, совместными усилиями «Уэмбли» заполнили под завязку. В среду 12 сентября за матчем Англия – Россия «вживую» наблюдали 86106 зрителей. Полный аншлаг.
Но после резвого начала наши пропустили разящий удар от Майкла Оуэна. Золотой мальчик английского футбола, так ярко заявивший о себе в конце прошлого века, после серии травм вроде бы уж с футболом закончил. Однако гляди ж ты – Оуэн напомнил о себе в матче с российской сборной. До перерыва он забил еще, а в промежутке между этими мячами состоялся гол Зырянова, отмененный из-за игры рукой. Очень и очень, кстати, сомнительной.
В перерыве Хиддинк внес коррективы. Наши атаковали как могли, но англичане не только отстояли свои ворота, но и забили третий мяч. На этот раз сплоховал Малафеев, не прикрывший ближний угол после удара Фердинанда.
3:0 – печальный итог лондонского вояжа российской сборной.
На пресс-конференции после проигранного матча Хиддинк чем-то напомнил российских тренеров в худших их проявлениях. Жаловался на то, что счет не по игре, упирал на то, что сборная России временами доминировала на поле, а также в духе Анатолия Бышовца говорил о том, что сейчас, дескать, строится команда будущего. Та, которой играть на чемпионате мира 2010 года.
Но болельщики ждут успехов уже сейчас, а потому возвращение с легендарного стадиона получилось для них грустным. «Какой счет?» – на полном серьезе спросил выходившего из метро россиянина со свернутой атрибутикой, очевидно, не слишком следивший за ходом матча индус. И получив ответ, поднял вверх большой палец. Абориген, видимо, так и не понял, что беседовал с болельщиком России, для которого этот исход вовсе не «палец вверх». «Телевизора, что ли, дома нет?» – пробурчал россиянин.
Впрочем, уже через несколько часов настроение у наших «торседорес» улучшилось. «Ой, мороз, мороз, не морозь меня», – звучало из сквера под окнами гостиницы вашего корреспондента до четырех часов утра. Насчет мороза – это, кстати, зря. Всю ту неделю, что я пробыл в столице Великобритании, там, словно опровергая привычные стереотипы, стояла теплая, солнечная, совсем не осенняя погода.
Виды же на финал Евро-2008 у нас пока есть. Возможно, Хиддинк был и прав, напирая на то, что не нужно придавать большого значения итогу встречи на «Уэмбли». Посылать голову пеплом после формально разгромного поражения не стоит. Да, англичане после этой победы обошли нас в турнирной таблице, завладев стратегической инициативой. Но впереди игра на лужниковской синтетике, не знакомой британцам. В случае победы мы снова опередим команду Макларена, и дальше все будет в наших руках. Но только побеждать в матче, который состоится 17 октября в Москве, надо обязательно.
Сергей СКИПИДАРОВ
Лондон