Машина - зверь!
Под Ростовом-на-Дону в 17-й раз прошли единственные в своем роде гонки на тракторах «Бизон-Трек-Шоу»
КАК ИЗ ПУШКИ
Ба-бах! - оглушительно бьет армейская гаубица. Разрывает резким выстрелом тяжелый от 40-градусного зноя воздух над лощиной с извилистыми склонами, спрятавшейся в четырех километрах от Ростова-на-Дону.
Спустя мгновение притихшую от неожиданности округу разрывает надрывный рокот мощных моторов. Тут же под гул словно бы оживших после первого шока нескольких десятков тысяч зрителей вниз по грунтовке как из пушки с места срываются многотонные машины.
Это единственные в своем роде гонки на тракторах, «Бизон-Трек-Шоу».
За рулем - не профессиональные спортсмены, а обычные механизаторы, которые все остальное время года возделывают на своих машинах поля: сеют, пашут, убирают урожай. Но раз в году они перестают быть просто водителями - и превращаются в пилотов тракторных «болидов».
Фото: http://bizonagro.ru/
Агрегаты у них, конечно, необычные. Каждый успевает в течение года находить время, чтобы сделать что-то такое, отчего мощность обычных «землепашцев», известных всем под именем «Беларус», вырастает в разы - и они способны буквально перелетать сквозь все преграды.
Первую сотню метров трактористы-пилоты преодолевают за считанные секунды (скорость по прямой у этих махин легко достигает под сотню км/ч!), потом - ух! - «Беларусы» буквально врезаются в первое препятствие - метровую яму, заполненную водой. И тут же, вырвавшись оттуда, все в грязи, смахивая ее дворниками с лобового стекла, мчатся вперед. Ювелирно (если такое слово все-таки можно применить к вождению тракторов) вписываясь в повороты под прямым углом, мчатся дальше.
Вот они идут в притирку, бок о бок, колесо в колесо, словно реальные неукротимые бизоны.
Выжимают из форсированных движков все, на что они способны. Но кто-то должен победить, а кто-то проиграть. Вот - один пилот рискует, подрезая, словно на «Формуле-1». Но машину заносит, и она несется куда-то в сторону засевших на пятачке между кольцами трассы, в ожидании классных кадров фотографов. Колеса скользят, пытаясь удержаться на трассе. Да куда там - разве уймешь! - и трактор, будто в каком-то боевике типа «Форсажа», переворачивается на бок!
- Оооо! - выдыхают разом зрительские трибуны.
Но все в порядке. В смысле - все целы.
Фото: http://bizonagro.ru/
А на очереди уже новая пара гонщиков. Среди них - единственная в истории этих состязаний женщина-пилот, Ольга Подхватилина. Вот она уверенно входит в один брод, набирает скорость и, кажется, еще немного - и обойдет на крутом вираже соперника. Но тот на пол не желает смотреть: чуть крутнул руль недрогнувшей рукой, и - Ольга под причитания девушек-зрительниц вылетает с трассы в кустарники.
ЛИДЕРЫ В КЮВЕТЕ
Всего участников - тридцать три. В основном, конечно, из фермерских хозяйств Ростовской области, но есть представители Ставрополья, Крыма, Подмосковья.
Общая дистанция гоночной трассы - десять километров, это пять отборочных и еще два финальных этапа.
Каждое новое испытание все жестче и сложнее. И даже опыт участия в предыдущих тракторных сражениях не стал гарантией победы: те, кто числился среди фаворитов, благодаря своим прошлым титулам, один за другим сходили с дистанции.
У чемпиона минувшего года Александра Гречкина, например, от перегрузки не выдержал двигатель, а двукратный победитель состязаний Али Ахметов, переоценив свои силы, в жестком стыке с оппонентом лишился покрышки на заднем колесе и вынужден был добираться до финиша на одном ободе. Еще один признанный лидер, четырежды обладатель первого места, Анатолий Бобровский был выбит с трассы новичком.
Фото: http://bizonagro.ru/
Но все они сражались до последнего: отчаянно, иногда даже безумно, выжимая из своих «Беларусов» максимум.
Самым зрелищным стал пятый этап «Шесть по шесть», что означает шесть заездов по шесть участников: вот там-то и развернулись настоящие баталии на выживание - клубы дума, пыль столбом, бодание в двух рвах - и все на огромной скорости.
ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА
Вот наконец финалы.
В борьбе за третье место на скользкой дороге сцепились двое. Роман Струк из Ростовской области, на своем небольшом, но очень маневренном тракторе дерзко, а иногда и вовсе нагло опережавший оппонентов в предыдущих турах, и Юрий Архипцев из Ставропольского края, на более мощной машине. Суть - перетягивание каната. И итог был в принципе предрешен - ставропольчанин уверенно, оба раза, буквально вывез ростовчанина на свою сторону.
Ну а в суперфинале сошлись еще один ростовчанин Эдильбий Караянов и москвич Вячеслав Миронов. Соперникам предстояло пройти все предыдущие этапы в одном. Бились до двух побед - и оба раза верх взял гость из столицы Вячеслав Миронов, который шел к этому титулу целых восемь лет.
Фото: http://bizonagro.ru/
- А все благодаря моему «Беларусу», - радовался Миронов. - Столько сил в него вложено было - все эти годы, не выигрывая раз за разом, я старался что-то придумать такое, чтобы получился толк... Но главное, конечно, суметь абстрагироваться ото всего, забыть про прежние неудачи и стремиться только вперед. И вот - победа!
- Да и мой работяга - просто зверь! - не скрывал, в свою очередь, Эдильбий Караянов. - Ему и грязь, и камни, и рвы с водой - все нипочем. Как танк прет. Я даже, как ни странно, немного рад, что получилось второе место, а не первое: у победителя приз - трактор Ant-Zetor 4135F (российско-чешского производства. - Ред.), а у призеров - новенькие «Беларусы». А я нашим, проверенным машинам доверяю больше.