Анастасия Нифонтова: Лежу за дюной, а на голову падает десятитонный грузовик...
Российская мотогонщица стала первой в мире женщиной, финишировавшей в ралли-рейде «Дакар» в самой сложной категории - без техподдержки
Фото: vk.com/a.nifontova
С детства ее любимыми игрушками были не какие-нибудь там куколки-пупсики, а мотоциклы. Сначала заводные и на батарейках. На шестнадцатилетие родители подарили дочке настоящего железного коня марки «Тула». С одним условием: ездить аккуратно и только возле дома на даче. Ага. Через пару дней она уже вовсю гоняла с соседскими мальчишками по полям и проселкам. Ребята в шутку называли ее «Вася-гонщик». Уважали.
«СМОТРИТЕ, ДОГОНЯЙТЕ. ЕСЛИ СМОЖЕТЕ»
Сегодня Анастасия Нифонтова знаменита на весь мир. Чемпионка мира по кросс-кантри ралли FIM, вице-чемпионка ралли-марафона «Дакар-2017» в женском зачете, двукратная победительница ралли-марафона Africa Eco Race. Список титулов неполный. На последнем «Дакаре» стала первой в мире женщиной, преодолевшей труднейшую трассу, на которой пасуют даже мужчины, в категории Original by Motul, где участники должны справляться со всеми трудностями, включая починку любых поломок мотоцикла, самостоятельно. И даже спать должны только в палатке, выделенной организаторами. Совсем одна гнала по южноамериканским пескам, горам и бездорожью.
- «Дакар» - уже сверхиспытание. Пройти же его в одиночку, без поддержки - вообще триллер на колесах. Зачем вам это?
- Чтобы в очередной раз победить себя, задав более сложную планку. Я получила от этого неимоверное удовольствие.
- Ничего себе удовольствие. Зачитывался вашим онлайн-дневником в Инстаграме, аж самому больно было: «Мышцы забились так, что спина и правая рука ноют постоянно, будто их свело и не отпускает. Второй день спасаюсь диклофенаком. А завтра 110 км непростых дюн и немного камней….» Или вот: «Сегодня с большой полки (метров десять) улетел один из мотогонов. Вертолет, медики и, как говорят очевидцы, все очень плохо со здоровьем…» Борьба за выживание.
- Ничего вы не понимаете! Да, неимоверно тяжело. Трасса сложнейшая. Плакала, хотелось все бросить. Но это слабое, ноющее существо (я про себя) смогло себя перебороть и доехать до финиша. Мужики не доехали некоторые, а я смогла. Круто же! Гордость. Не только за себя, но и за страну. Вот мы какие. Смотрите. Завидуйте. Догоняйте. Если сможете.
- Мотоцикл сами способны починить от и до?
- Теоретически могу. Ничего такого сверхъестественного здесь нет. В крайнем случае можно открыть мануал в интернете и по пунктам все сделать. К счастью, серьезных поломок в этот раз удалось избежать.
БЕЗ СТРАХА ДОЛГО НЕ ПРОТЯНЕШЬ
- Ралли-рейд - спорт, опасный для жизни.
- Про это можете не рассказывать. Еще на первой своей международной гонке на моих глазах насмерть разбился мотоциклист. Подлетел вертолет с медиками. Спрашиваю: «Что с парнем?» Врач в ответ скрестил руки: «Умер». У меня холодок пробежал по спине. Шок. Первая мысль: «Зачем мне все это надо?..» С тех пор подобные картины видела не раз.
- И продолжаете гонять. Неужели не страшно?
- Страх есть у каждого нормального человека. Боятся даже самые великие гонщики. Человек без страха долго не протянет - обязательно расшибется. Надо уметь себя контролировать. Страх есть всегда, но не до такой степени, чтобы все бросить.
- У вас были случаи, когда вы оказывались на волосок от трагедии?
- На «Дакаре» на повороте завалилась за дюной. Дюна, как на зло, высоченная, острая, и тем, кто шел сзади, меня за ней было не видно. Тут из-за нее на полной скорости вылетает грузовик. Я лежу, а сверху на меня валит десятитонная громадина. В этот момент я уже попрощалась с белым светом. Но водитель, молодчага, мгновенно среагировал и дал по тормозам. Грузовик остановился. Я с мотоциклом оказались практически у него под капотом. Выскочил штурман, поднял мотоцикл, откатил его в сторону. И они рванули дальше. А я еще минут десять стояла, меня трясло конкретно. Была реально на грани истерики. Кое-как себя успокоила и снова села за руль. А что делать? Одна посреди пустыни. Никто меня до финиша на руках не донесет. Добравшись до бивуака, залезла в палатку и, как девочка, порыдала в подушку. Потом утерла сопли и пошла мотоцикл чинить к утреннему старту на новом этапе. Мое счастье, что психологически я быстро отхожу. Достаточно выплеснуть эмоции - прокричать, прорыдать, кулаком по стенке врезать. И все нормально.
- Можно еще проще - сто граммов хлоп, как летчики во время войны, и баиньки. Самый верный русский антистресс.
- На бивуаке в столовой всегда есть пиво и вино. Но я знаю свой организм - лучше вообще ни капли спиртного в рот не брать во время гонки. Концентрация падает. А после финиша можно попраздновать.
- В свое время вас не остановил даже компрессионный перелом позвоночника?
- Полгода восстанавливалась. Потом опять поехала на гонку. У нас ведь не шахматы. Падения, ссадины, царапины, синяки - обычное дело. С годами стала осторожнее. Все-таки уже не девочка. Мама - детей постоянно держу в голове. Стараюсь себя осаживать. Но если ехать медленно, не будет результатов. Поэтому нужно находить оптимальный баланс, чтобы не убиваться совсем и не быть, как Франкенштейн, весь перемотанный и перешитый. Стараюсь балансировать. Когда надо, врубаю форсаж. В другой раз, наоборот, стараюсь просто доехать до финиша, особо не газуя.
ЗВУКИ МУЗЫКИ
«НА ЗЕМЛЕ ПОЛНО КРАСИВЫХ МЕСТ, НО СМОГУ ЖИТЬ ТОЛЬКО В СУМАСШЕДШЕЙ МОСКВЕ»
Фото: instagram.com
- Спортсмены - люди суеверные. У вас есть приметы, талисманы?
- Никогда не кладу шлем на землю. Европейцы вообще не заморачиваются, швыряют свои шапки где попало, я - никогда, что-то внутри останавливает. Талисман - плюшевый ежик. Дети мои подарили. Он со мной всегда, на всех гонках.
- Какой максимум скорости выжимали на мотоцикле?
- На треке - 270 км/ч. Не впечатлило: ну проехала и проехала. На раллийном мотоцикле как-то разогналась по пляжу где-то до 170.
- Прочитал, что в детстве вы играли на скрипке. Достаете из футляра?
- Мечтаю опять заиграть. Присмотрела даже детскую музыкальную школу, думаю, может, с педагогом договориться и вновь начать. Очень хочется.
- Вообще-то байкеры любят рок, разве нет?
- В музыке я всеядная. Могу слушать все, начиная с «Лунной сонаты» Бетховена или «Рамштайна» и вплоть до Киркорова с Лепсом. Хотя на гонках не до песен - доехать бы.
- У вас любопытная биография. Родились в Вашингтоне, объездили полсвета…
- И поняла, что нигде, кроме России, жить не смогла бы. Без русского экстрима организм скучает. На Земле полно красивых мест, но меня всегда тянет в Москву эту сумасшедшую. С ее дикими пробками. Морозами. Слякотью. Родной дом, пусть и с кучей недостатков.
- Гонки, тренировки, разъезды. Двое детей - дочка и сын. Как вас на все хватает?
- У меня отличная команда. Замечательный муж, который берет на себя много домашних дел. Когда мы с ним оба в отъезде, с детьми помогают мои родители. Только так и успеваю.
- Долго еще собираетесь гонять?
- В прошлом году попробовала себя в автогонках, поняла: это хороший способ продлить свою спортивную карьеру практически до бесконечности. Четыре колеса - проще и безопаснее, чем мотоцикл, время придет, обязательно пересяду. А там, возможно, стану тренером или менеджером команды, только бы остаться в автоспорте, без которого не представляю своей жизни.
ДОСЬЕ «СВ»
Анастасия Нифонтова родилась 19 января 1979 года в городе Вашингтон (США). Окончила два вуза - МГЛУ (лингвистика и межкультурная коммуникация) и ВГИК (кинооператорский факультет). Атлет Motul, Toyota Team Russia и Red Bull. Начала выступать в мотогонках в 1999 году. Мастер спорта международного класса по мотоспорту, первая россиянка - чемпионка мира.