С колес на поле
В Беларуси хотят ввести уголовную статью за допинг. Александр Лукашенко уже подписал указ о проработке этого закона
Всем памятна несправедливая дисквалификация белорусских гребцов, обвиненных в «коллективном» употреблении мельдония. Их просто не пустили на Игры в Рио-де-Жанейро, где они были бы явными фаворитами на байдарках и каноэ. Позже белорусам удалось доказать невиновность, но олимпийский поезд - тю-тю.
Но есть и прямо противоположные примеры. Когда жесткие санкции накладываются, увы, по делу. С 2008 года у белорусских штангистов обнаружилось больше двадцати положительных проб, и по совокупности всю команду на год отстранили от участия в международных соревнованиях. Больше того, на Олимпиаде-2020 в Токио Синеокую будут представлять только два спорт-смена - мужчина и женщина. При победных традициях белорусской штанги - это просто слезы. Утешает, что не только в республике укротители железа грешат химией. Ходят слухи, что, если ситуация с допингом не изменится, штанга как вид может вовсе потерять олимпийскую лицензию.
Словом, президентский указ вполне вписывается в жесткий мировой тренд противостояния допинговой лавине, накрывшей отдельные виды спорта. И меры в нем предлагаются решительные.
Так, спортсмен или тренер, попавшийся на запрещенных препаратах, обязан будет возвратить все премиальные выплаты и государственные награды. Специалистам запретят заниматься педагогической деятельностью в сфере физкультуры и спорта. За систематическое нарушение антидопинговых правил господдержки будут лишаться целые спортивные федерации.
В правительстве уже работают над законопроектом. Принципиальные позиции обозначил пресс-секретарь Министерства спорта и туризма Владимир Нестерович:
- Наказание за допинг должно быть суровым и неотвратимым. Нужно прежде всего ударить по рукам тех, кто склоняет спортсменов, особенно молодых, глотать химию. При этом доказательная база должна быть железной.
Когда и в каком виде будет принят закон, пока неизвестно. Но возможных нюансов много. Как быть, например, если спортсмена элементарно подставили с допингом? Такие случаи известны. Из наиболее громких - дисквалификация белорусского таэквондиста Армана-Маршалла Силлы. Доказано, что перед Играми в Рио ему в баночку со спортивным питанием подсыпали мельдоний. Кто это сделал, неведомо. В итоге Армана дисквалифицировали. Формально все правильно: мельдоний обнаружили в его крови. Но обстоятельства дела не так однозначны и не вписываются в юридический норматив, явно требующий корректировки.
А КАК В РОССИИ?
Система и авось
В стране подобные нормы существуют с декабря 2016 года. Правда, пока никого еще не посадили.
Видимо, потому что борьба с запрещенной химией в нашем спорте и так дала положительные результаты. Без жестких карательных мер. Опомнились, когда надоело терпеть вселенский позор. Когда всю команду грозили не допустить до Олимпийских игр, а затем каждого спортсмена пропускали через унизительное персональное сито на уровне международных федераций, как это было перед Рио и Пхенчханом.
Хватит. Пора браться за ум.
Пресловутая комиссия Макларена главные обвинения строила на существовании в России государственной системы поддержки допинга, ни много ни мало. Шуму было в избытке, но доказательств так и не нашли. И нажим на нас по этой линии стал ослабевать. Президент МОК Томас Бах, приезжавший недавно в Москву на финал чемпионата мира по футболу, также обнадежил, заявив, что напряженность в отношениях между Россией и МОК угасла, остались лишь некоторые разногласия.
- Ситуация, возникшая перед Играми в Пхенчхане, уже в учебниках истории. Теперь рады возобновить диалог и поддержать реформы, которые предпринимаются в России. - Бах явно подобрел, год назад он таких слов не говорил.
Спасения утопающих - дело рук прежде всего самих утопающих. Наши спортсмены перестали пачками попадаться на химии - тьфу-тьфу. На Играх в Корее сборная была чиста, как слеза младенца. Всего два положительных теста - у керлингиста Александра Крушельницкого и молодой бобслеистки Надежды Сергеевой, да и те явно не тянули на злой умысел.
- Два случая на Играх в Пхенчхане наглядно указывают не на какую-то систему, а на идиотизм и халатность, - заявил президент ОКР Станислав Поздняков.
А еще авось - это у нас в крови. На том и горим. Перед самым стартом чемпионата Европы по легкой атлетике в Берлине влип в историю наш прыгун в высоту, чемпион мира Данила Лысенко. Именно влип - по-детски наивно. Трижды проигнорировал тест, не сообщив допинг-офицерам ВАДА о своем местонахождении. Пока его отстранили от международных стартов временно. Но если делу дадут ход, Данила может угодить на три года дисквалификации. Во Всероссийской федерации легкой атлетики уверены, что причиной нарушений «стала невнимательность атлета, а не намеренное несоблюдение правил». Осталось только убедить в этом чиновников, с которыми отношения не сахар, хотя подвижки все же есть. До чемпионата Европы допущены тридцать российских легкоатлетов, правда, под нейтральным флагом. Год назад на мировое первенство пустили только девятнадцать россиян. На Олимпиаду в Рио и вовсе одну Дарью Клишину. Прогресс налицо. Глядишь, скоро совсем амнистируют российскую легкую атлетику.
И еще один маленький штрих. Весь антидопинговый накат на Россию во многом шел с подачи ВАДА. Так вот ФИФА перед чемпионатом мира отказалась от сотрудничества с этой организацией, чей босс Дик Паунд пришел в негодование: «Они (ФИФА) объяснили это тем, что у них нет проблем с допингом, а значит, им это не нужно». Футбольные функционеры на выпад ответили спокойно, заметив, что не приняли предложение ВАДА, поскольку у этой организации нет достаточно квалифицированных специалистов. В результате тестирование проводили сами, а Всемирное антидопинговое агентство согласилось с результатами. В итоге - ни одной положительной пробы и лучший чемпионат мира в истории. Чем не пример для подражания, как отделять политических мух от спортивных котлет.
МНЕНИЕ
Денис Мужжухин, глава НАДА:
- Часто люди, которые используют спортсменов для достижения своих целей, остаются в тени и избегают наказания. Поэтому очень важен вопрос о реальных уголовных статьях для людей, которые склоняют и принуждают употреблять допинг. Бывают случаи, когда спортсмен сам не знает, что принимает: мол, тренер дал «витаминку». И компетентным органам нужно уметь распутывать подобные клубки, чтобы найти действительно виноватых.