Маэстро «искренней игры»
Так называли и до сих пор зовут Эдуарда Малофеева, который точно знает, кто заправляет в современном футболе. К фаворитам ЧМ он относит сборные Германии и Бразилии, но болеть будет, конечно, за Россию
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
- Эдуард Васильевич, что происходит с нашим футболом?
- И у Беларуси, и в России одна проблема - квалификация тренеров. Научимся должным образом готовить тренеров, другие вещи сами собой образуются. Это трудно. Хороший тренер - штучный товар. Другого пути нет. Когда это говорю, меня не понимают, будто мы говорим на разных языках. Парадокс, когда я начинал, ни с кем знаниями не делился. Не хотел растить конкурентов. А сегодня готов все секреты открыть - но некому.
Мы сорок лет назад два раза в день тренировались. А сегодня команды мастеров разок полтора часа побегают и удивляются, что нет результата. Кто больше работает, тот и побеждает.
- Значит, все зависит от наставника?
- Безусловно. Тренер в футболе главный: будет тренер - будет футбол. У наставника должно быть желание самосовершенствоваться. Были высококлассные наставники в СССР: Бесков, Маслов, Якушин, Качалин, Лобановский, - были победы и полные трибуны на стадионах. Ушли они, и успехи закончились. В Голландии не было футбола, появился Михелс и на своем тотальном футболе взрастил целую плеяду специалистов. Сменилось поколение, и голландский футбол уже не тот.
Для побед нужно многим жертвовать. Когда я решил ехать учиться в Москву в Высшую школу тренеров, меня из «Динамо» не отпускали, я же был офицер. Пришлось снять погоны. Меня предателем белорусского футбола называли. Но не жалею, судьбе благодарен. Я понимал, что без новых знаний прогресса не будет.
- Часто можно услышать, что молодежь не та - физкультуру не любят, все время за компьютерами сидят.
- Не согласен, ученика должен заинтересовать преподаватель. От одного ученики уходят, а к другому на тренировку бегут, как на праздник. Значит, первый плохо работает. Для меня примером честного отношения к труду был отец. Я ни одной тренировки не провел спустя рукава. Простая бытовая ситуация. Юноша пришел с тренировки домой и не вынес мусор. Настоящий тренер такой момент не должен пропускать. Почему не вынес? Устал? А как же ты будешь играть через не могу? А родители не устали? Или опоздал на занятия. Я его отстраняю, объясняю при всех: «Я же о тебе забочусь. Ты не готов к тренировке, можешь травму получить!» Он чуть не плачет. В итоге мы наказание смягчаем, парень бежит два круга, настраивается на тренировку и присоединяется к остальным. Это урок для всех, он сплачивает команду. Важно мотивировать футболиста - от этого растет эффективность тренировок. Каждая тренировка, про игру и не говорю, это как последний бой. Команду нужно перед игрой настраивать так, чтобы футболисты рвались в бой в едином искреннем порыве, дрожали от нетерпения. Страсть должна быть - постоянная, а не эпизодическая.
ПЕРЕД БОЛЕЛЬЩИКАМИ В ДОЛГУ
- Вас называют отцом «искреннего футбола», что это такое?
- Как мантру повторял игрокам и этот текст вывешиваю на самом видном месте: «Вы должны понимать, кому вы служите всю свою футбольную жизнь честно и преданно. Кого вы будете всегда любить и жаловать, у кого всегда в долгу. Кому всегда будете обязаны хорошей игрой? Нашим любимым болельщикам!» Когда это есть, тогда пробуждается совесть, честность и порядочность. Тогда игра в радость. Так рождается единый порыв - искренний футбол. Активный, атакующий, результативный. Не я термин придумал, а известный белорусский журналист Дмитрий Болдырев.
- Вы вывели сборную СССР на Олимпиаду, но из-за бойкота в Лос-Анджелес не поехали. Вывели команду на чемпионат мира, а в Мексику ее повезли другие… Как так получилось?
- В сборной я ошибся с помощником. Он и некоторые игроки меня откровенно «сплавляли». Я был поражен, что из-за личных шкурных интересов люди могут жертвовать интересами команды, болельщиков и страны. Я не мирился с интригами, отчислил некоторых игроков. Меня вызвали в ЦК и начали обрабатывать, чтобы я их вернул. Я понадеялся на их порядочность. Потом появилась идея, чтобы мы руководили сборной вместе с Лобановским. Я гарантировал в Мексике место не ниже третьего - были все основания. Но мне Константин Бесков, человек, которого я считаю своим учителем, сказал: «Согласишься, будет как со мной в 1982 году. Я там не был главным тренером!» И я не пошел на компромисс. Не прошло и часа после беседы в ЦК, мне позвонил начальник команды Евгений Рогов и сказал: «Эдуард Васильевич, только что передали: в связи с болезнью Малофеева, команду возглавит Лобановский». Сегодня я понимаю, даже если бы я согласился, мне бы все равно не дали работать. Я человек верующий, в таких случаях повторяю:
Когда мне тяжело,
Когда враги преследуют меня,
Когда друзья смеются надо мной,
Я только говорю одно в уме:
О Боже, будь со мной…
БЕЛАРУСИ ОТДАЛ ВЕСЬ ТАЛАНТ
- Чемпионат мира по футболу будете по телевизору смотреть?
- Обязательно поеду. Заодно старшую дочь навещу, которая в Москве живет.
- За кого будете болеть, даже не спрашиваю.
- Конечно, за Россию. Это моя родина. Беларусь - вторая родина, я ей всю жизнь отдал, весь талант. Бывали ситуации, когда мне здесь работать не давали спортивные боссы. А у меня - три дочери. Продал две машины и по шесть тысяч рублей каждой дочке на сберкнижку положил. В середине 1990-х они превратились в шесть копеек... Я ведь за игроков - своих воспитанников - денег не брал, даже об этом не думал. Пришлось поколесить по России-матушке. Но я всегда знал, что вернусь в Беларусь.
СЛОВО ДРУГУ
Анзор Кавазашвили: Один удар головой - и меняется весь ход матча!
В составе сборной Советского Союза в 1966 году голкипер Анзор Кавазашвили и нападающий Эдуард Малофеев вместе сыграли в четырех матчах. В один год они получили звания заслуженного мастера спорта СССР. Анзор Кавазашвили уверен, что, играй Малофеев сегодня, он оказался бы в тройке лучших нападающих Европы.
- Эдуард поражал своей страстью к футболу. На поле он менял позицию молниеносно, несмотря на свое крупное телосложение. Мог внезапно перевернуть весь ход игры. Один четкий удар головой - и мяч в сетке ворот соперника. И когда он выходил в сборной вместе с Анатолием Банишевским - это были рабочие лошади, часто создавали голевые моменты. Эдуард менял место на поле, запутывая опекунов. Мог играть на любой позиции впереди. Система у них была четкая: Малофеев, к примеру, отходит назад, чтобы отобрать мяч, а его место сразу занимал Банишевский или Хусаинов. Все классные футболисты!
Вне поля Малофеев был большим ребенком. Мог обидеться на наши шутки, но тут же широко улыбнуться, поняв, что сказано не со зла. Вспыльчивый, но отходчивый. По характеру - замечательный друг и товарищ.
МНЕНИЕ
Владимир Пономарев, защитник, представитель ЦСКА в сборной СССР 1966 года, убежден, что в сегодняшней сборной страны Малофееву «равных в нападении бы не было»:
- Могу перечислить всех нынешних форвардов сборной - до Малофеева им далеко в технике, в игровом мышлении. Он выполнял большой объем работы на поле - работоспособным был футболистом.
Но справедливости ради хочу сказать, что в те годы был колоссальный выбор - в каждой команде играл форвард, достойный сборной. Были, возможно, и более высокого класса нападающие, чем Малофеев. Например, не взяли в сборную «невыездного» Эдуарда Стрельцова, освобожденного тремя годами раньше из тюрьмы. Тренерский совет, не советуясь с членами сборной, остановил свой выбор на Малофееве. По своим соображениям.
Валерий Винокуров, спортивный журналист и писатель, считает, что «искреннего Малофеева прагматы не понимали».
- К примеру, готовясь к матчам, игроки изучали манеру игры соперника и пытались противопоставить что-то свое даже сильным командам: английской, немецкой, бразильской. Советскую сборную понять было невозможно. На правый фланг выходил московский динамовец Игорь Численко, а на левый – тбилисский динамовец Михаил Месхи. И играли они по-разному! Как только в первом тайме опекуны приноровятся к их игре, так во втором тренер меняет футболистов флангами – и опять противник в растерянности. Этот футбол мы потеряли с распадом советского чемпионата... В 60-ые годы 20 века была своя особенность и у минского «Динамо». Тренер Александр Севидов собрал команду из малоизвестных футболистов.
Эти ребята, среди которых был и Малофеев, считались в своих прежних клубах чуть ли не второсортными. А у Севидова они вдруг заиграли! Получилась замечательная команда, которая завоевала бронзовые медали в 1964 году, а на следующий год стала финалистом Кубка страны.
На английском чемпионате Малофеев забил два гола в первой же игре. А в одном из матчей так неловко нанес удар, что мяч перелетел через зрительскую трибуну. Это смешной, но редчайший случай в футболе! Кстати, тогда о нем рассказал в еженедельнике «Футбол» журналист Геннадий Радчук, после чего наши чиновники обвинили его в «деморализации советских футболистов». Вот такие последствия имел удар Малофеева!
В качестве тренера Малофеев достиг большего успеха, чем непосредственно на поле. И не только потому, что минское «Динамо» впервые в 1982 году под его руководством стало победителем союзного чемпионата. Говоря молодежным языком, фишкой Малофеева стала концепция искреннего футбола. Тренеры-прагматы посмеивались. Ну, а что плохого, если команда играет в открытый, эмоциональный, атакующий футбол? Если исключены договорные матчи и закулисные интриги? Искренний футбол – это, прежде всего, честный футбол.
Однако наиболее значительные успехи Малофеева-тренера остались в советском футболе. Последующая работа в профессиональных клубах Тюмени, Махачкалы, Кисловодска, Воронежа чередовалась с прозябанием в любительской псковской команде. Двухлетняя работа в начале нулевых годов в белорусской сборной тоже не принесла ему профессионального успеха.
Ныне Эдуард Малофеев по-прежнему остаётся в футбольной тени. Не так давно Сергей Алейников искренне удивился в беседе с минскими журналистами: «Не понимаю, почему в белорусском футболе не используют огромный потенциал Эдуарда Васильевича…».
ДОСЬЕ «СВ»
Эдуард Малофеев родился в 1942 году в Красноярске. Советский футболист, нападающий сборной СССР. Заслуженный тренер БССР (1979), заслуженный тренер СССР (1989). Начал играть в «Авангарде» (Коломна) в 1960 году, затем - в «Спартаке» (Москва). Чемпион СССР 1962 года. С 1963 года - в минском «Динамо». В чемпионате СССР провел 254 матча и забил 100 мячей. Сыграл 40 матчей в составе советской сборной, забил шесть мячей. В 1982 году привел минское «Динамо» к победе в чемпионате Советского Союза. Работал в минском и московском «Динамо», «Динамо» (Санкт-Петербург), «Асмарале» (Кисловодск), «Анжи» (Махачкала) и других клубах. Главный тренер сборной Беларуси (2000 - 2003). С 2012 года работает в ФК «Динамо» (Минск).