Крути педали, чтоб «золото» дали
Легендарный велогонщик Валерий Чаплыгин рассказал, какой ценой достаются победы
ЕЩЕ В СЕДЛЕ
Всю жизнь он не расстается с велосипедом, звание «Заслуженный мастер спорта СССР» получил за победу на Олимпийских играх в Монреале в командной гонке на сто километров. Был тогда капитаном советской четверки. Та медаль досталась в буквальном смысле потом и кровью.
- Дали жару соперникам, - рассказал ветеран спорта, которого мы встретили в парке на велосипедной прогулке. Несмотря на возраст он по-прежнему в седле. -
В команде вместе со мной тогда ехали белорус Владимир Каминский, эстонец Ааво Пиккуус и Толя Чуканов с Украины. С ребятами еще со старта условились - сразу врубаем предельную скорость. Рванули, как на ракете, и ушли в отрыв. Соперники ахнули. Тут поляки проснулись. Наши главные соперники в той гонке. Они хитренькие - на старте жилы не рвали, приберегали силы, а к финишу резко прибавили и начали нас поджимать.
Жара. Ветер налетает. Я - капитан, должен вдохновлять команду. Что кричал, точно не помню, что-то про то, что за нами Москва. Ноги сводило судорогой, в глазах круги, пульс - за двести, но крутили и крутили педали. Это было уже за гранью возможностей. Пот лился, словно из душа. У Ааво после финиша изо рта текла струйка крови. Такой ценой далась победа. Обогнали поляков на двадцать секунд.
- Через год взяли той же четверкой «золото» чемпионата мира в Венесуэле?
- Да. Там был вообще ад. Вспомнить страшно. Жара 43 градуса в тени. Да еще горы. Многие падали в обморок прямо на трассе. Из 27 стартовавших команд до финиша доехали чуть больше половины.
«НАШ» ЧЕЛОВЕК ИЗ КГБ
- В советское время спорт-смены были из тех везунчиков, кто мог вырваться за железный занавес на соревнования.
- Все как у Высоцкого: «Перед выездом в загранку заполняешь кучу бланков». Особенно перед самой первой поездкой в Югославию в 1973 году меня здорово трясли. Проверяли на благонадежность чуть не до десятого колена.
- Советские команды там обязательно сопровождали люди с Лубянки. Каково под их неусыпным оком?
- Они свое дело делали, мы свое. В нашу кухню не лезли, и славу Богу. Больше скажу, за победы команде полагалась премия. Делили ее на всех, включаю тренеров, врачей, механиков и «нашего» человека из КГБ. Он тоже считался членом коллектива.
- И не стучал на вас за ту же контрабанду?
- Повода старались не давать. Пара-тройка лишних джинсов - из-за этого шум поднимать, ломать спорт-сменам карьеру? Ребята в штатском тоже были с пониманием, на мелочи закрывали глаза. В Венесуэле был смешной случай.
К нам приставили двух местных полицейских. Ходили, как приклеенные. И вот - ночь. Спим в гостинице. Вдруг шум, гам, по коридору, выпучив глазищи, бегают эти полицейские и кричат. Оказалось, наш механик их водку пить учил. Ребята отключились. А он, шутки ради, стянул у них пистолеты. Вернул, конечно, потом. Кагэбэшник провел с ним беседу, чтобы больше так не шутил. Но обошлось без последствий.
- На каких велосипедах тогда гоняли?
- Сначала на харьковских, «чемпион шоссе» назывались, а в 1974 году пересел на итальянский Colnago. Помню, это была международная гонка в Югославии. Разницу сразу почувствовал, харьковские потяжелее - навеска, переключатели, тормоза. Итальянец по сравнению с ним просто пушинка. Летел как птица.
- Сейчас повсюду велодорожки, прокаты... думаете, растет популярность вашего спорта в России?
- Еще как! Раньше купить хороший велосипед было почти невозможно. Доставали из-под полы с огромной переплатой. Теперь - выбирай любую марку. Многие гоняют по пересеченной местности. Маунтинбайк - такое название импортное. Раньше говорили просто - велокросс.
Интерес большой, и это радует.
- Вы и сам по-прежнему - в седле?
- Стараюсь, но сложновато уже. Раньше гонял в соревнованиях для ветеранов. Теперь для души - свежий воздух, дорожки, птицы поют. Красота.
- Что нужно поправить в спорте сейчас?
- Прежде всего возродить внутреннее соперничество. Раньше - «Спартак», «Динамо», «Урожай». Конкуренция жесточайшая. Сейчас нет такого. Тяжело и с детским спортом. Вместо секций ребята за компьютерами сидят. Не осуждаю - время такое. Но и про спорт не надо забывать. Хотя бы для здоровья.
КОЛЕСО В КОЛЕСО
Мушкетеры сорок лет спустя
Белорусский участник летучей четверки Владимир Каминский вспомнил, как его не хотели пускать на Олимпиаду из-за мяса.
- После триумфа в Монреале прошла уйма лет, а помнится, будто вчера. Самое смешное, что меня тогда не хотели брать. Я не ел мяса. Главный тренер считал, что для побед надо хорошо питаться, и вегетарианцам в команде не место. Ну что делать, если я рос в деревне, видел, как забивают скотину, и от вкуса мяса меня выворачивало. Тогда ребята пошли к тренеру: «Если Каминского не возьмете, тоже не поедем». Он сдался. Нашу четверку подбирали, как космонавтов с учетом психологической совместимости. Не помню, чтобы мы ругались. Так в шутку подкалывали друг друга, чтобы посмеяться. Но перед стартом олимпийской гонки стало не до смеха. Нас чуть не сняли. В заявке значились одни майки, а нам выдали чуть другие. И уже когда пошел трехминутный обратный отсчет, судья объявляет, что расцветка воротника и рукавов не по протоколу и должна быть дисквалификация. Шок!
Спас ситуацию Толя Чуканов, предложивший элементарную вещь - подвернуть «незаконные» рукава и воротники. Судьи, чуть подумав, дали «добро».
В 2011 году мы в Минске сделали что-то вроде юбилея нашей победы. Прям как мушкетеры много лет спустя. Даже сделали реконструкцию нашего награждения в Монреале. Ну и посидели, конечно, как следует. Не теряем другу друга. Перезваниваемся. Видимся. Здорово, что отношения такие же, как во время большого спорта.