Высший пилотаж с фигурой
Имя Светланы Капаниной знают во всем мире. А ее позывной «Томмигерл» для авиаторов вообще знак качества. Международная федерация авиационного спорта официально признала Светлану лучшим пилотом столетия.
«ШОК И ВОСТОРГ!»
- Начнем от печки. Почему вы занялись таким брутальным видом спорта?
- Я росла ужасно заводной девчонкой. Гоняла на мопедах, мотоциклах. Шесть лет занималась спортивной гимнастикой. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта. С детства мечтала прыгнуть с парашютом. Хотя по образованию я фармацевт. После медучилища уехала по распределению в Курган, в аптеку при больнице. Пришла в местный аэроклуб записываться в парашютную секцию. И вот - судьба. В коридоре, пока искала нужную дверь, меня перехватил один из тренеров: «Зачем тебе, парашют! Давай к нам, на самолеты, не пожалеешь». Пару месяцев зубрила матчасть. Наконец, села в кабину. Инструктор впереди, я за ним. Первый полет разочаровал. Думала - начнем крутиться. Но шли все время по прямой, развернулись, сели. Никакого адреналина! Уйду, решила. «Не спеши, - остановил меня тренер. - Будет тебе адреналин, обещаю». Он сразу уловил мой спортивный азарт, необходимый пилотажнику. И меня откатали по полной программе с настоящими перегрузками.
- И как ощущения?
- Шок и восторг! Швыряло вправо-влево, голова нещадно билась о фонарь, перегрузка то вдавливала в сиденье, то стремилась вышвырнуть из него. Земля, небо - все перемешалось. Визжала от эйфории. Это было именно то, о чем мечтала. Чувство сумасшедшего восторга от первого полета осталось со мной на всю жизнь.
- Несколько раз видел ваши полеты на МАКСе. Такие кульбиты в небе крутите - сердце замирает. Вам самой прям совсем не страшно?
- Только дуракам неведом страх. Бывало всякое. И отказ двигателя, и срыв воздушного винта, и ремни привязные рвались, когда крутила бочки. В другой раз - выполняла неуправляемое вращение и самолет подвис на малой скорости, не реагируя на рули… В такие моменты, время растягивается, секунды кажутся вечностью. Появляется чувство тревоги, а это тоже своего рода страх. Главное, не поддаться ему. Паника – верная катастрофа.
ПРОЛЕТЕТЬ СКВОЗЬ ПЕЩЕРУ
- Чкалов однажды пролетел в Ленинграде под мостом над Невой. Вы пробовали повторить?
- Только не в Питере, а в Китае. На рекорд для книги Гиннеса. Десятка лучших пилотов мира. Я - единственная женщина. Задача - одновременно пройти всей десяткой под мостом с многочисленными пролетами. Но американский пилот накануне угодил в аварию. Выполнял показательный пилотаж над водой и задел крылом волну. Самолет кувырнулся в пучину. Пилот остался жив, но машине требовался ремонт. И полетели девяткой. Яркие ощущения! (смеется). Мостик низкий, метров 20 над водой. Река неширокая, мелкая, дно видно. Вдоль высоких, обрывистых берегов из воды торчат огромные камни. Не развернешься. Главным было удержать строй. Летели, почти касаясь друг друга крылом. И выскочив из-под моста, разошлись на роспуске красивым веером, взмыв ввысь. Здорово получилось. Но рекорд нам так и зачли.
- Что-то сделали не так в полете?
- Мы-то, как раз, все исполнили классно. А вот наблюдатели, которые должны были фиксировать рекорд, опоздали приехать. «А вы слетайте еще раз», - предложил один из них. «Только при одном условии - ты полетишь в задней кабине. Сейчас «спарку» подгоним. Согласен?» - предложил ему в ответ один из летчиков, кажется, британец. Я стояла рядом и хохотала про себя, глядя на перепуганного наблюдателя. В другой раз пролетела через сквозную пещеру в горе. Там же в Китае. Называется пещера «Райские ворота». По легенде, кто пройдет сквозь них, познает смысл жизни. Очень уж китайцам захотелось узнать, что познает пилот, пролетев пещеру на самолете.
- Как она хоть выглядит?
- Маленькое отверстие в горе на высоте полутора километров, постоянно прикрытое дымкой то ли тумана, то ли смога. В Китае голубого неба не бывает, наверное, вообще никогда. Любой объект, когда к нему приближаешься, увеличивается в размерах. Здесь - нет. Подлетаю к пещере, а она, все такая же маленькая. Любопытное ощущение. Влетела в пещеру на правом ноже, обратно – переложила машину на левый нож, на выходе закрутила управляемые многократные бочки.
- Потрясающе. Смысл жизни, правда, познали?
- Ничего нового для себя не открыла. Но адреналин получила. И народ порадовала своим полетом.
ОТ КОЛОКОЛА ДО «БАРАНКИ» - ОДНА ОШИБКА
- Самая сложная из пилотажных фигур?
- Одна из самых сложных и красивых - колокол. Машина свечой взмывает ввысь. В момент зависания прибираются обороты, создается впечатление, что двигатель встал. Самолет замирает. И начинает тихо скользить на хвост, опуская нос, и переходит в нисходящую вертикаль. Добавляешь обороты и выводишь машину в горизонт. Смотрится очень эффектно. Главное, перед скольжением на хвост создать страховку два-три градуса, и удержать машину от сваливания. Рули в момент скольжения, действуют в зеркальном отображении, что увеличивает сложность. Ошибешься – получишь «баранку».
- На каких самолетах летаете?
- На «Сухих», Яках, на немецкой «Экстре». Самый любимый - Су-26 и его модификации. Уникальная машина. Вершина пилотажной техники. Может в воздухе все. Правда, есть один печальный нюанс - производство спортивных «Сухих» давно закрыто. Но технологии, документация остались. При возобновлении производства (верю, когда-нибудь это случится) и при небольшой модернизации СУ-26 еще не одно десятилетие не будет равных в мире.
- Какую максимальную перегрузку доводилось испытывать во время полетов?
- На «Сухих» прибор показывает максимально плюс-минус 12 единиц. Когда молодой летала, стрелка зашкаливала. То есть, 12 было точно, а может, и больше (для сравнения, расчетная перегрузка истребителя МиГ-29А составляет 9 единиц – Ред.). Сейчас таких вольностей себе не позволяю. До 10 случается, и хватает уже. Перегрузка - это стресс для организма. Нужно иметь хорошую физическую форму, правильно и плотно питаться. Иначе, на перегрузке темнеет в глазах, как минимум. А как максимум, происходит мини-сотрясение мозга. Из-за чего многие пилоты ушли из спорта, не сумев восстановиться.
- Слышал версию, будто женщины справляются с перегрузкой легче мужчин. Они, дескать, меньше ростом, сердце ближе к голове, это способствует кровотоку.
- Не была мужчиной - не знаю, как они ее переносят, но, по-моему, эта версия – чистый блеф. Ее придумали для того, чтобы не уронить мужчин-пилотов в глазах окружающих, когда они, проигрывают женщине на соревнованиях (смеется). Женщина заведомо создана Богом слабее мужчины, и ей никак не может быть легче. Просто женщины по природе своей более терпеливые. Меньше ноют.
- Пилоты на сверхзвуковых машинах летают в специальных антиперегрузочных костюмах. А как в спортивной авиации?
- У нас костюмы бесполезны, не успевают срабатывать. Многие спортсмены-пилоты используют солдатский ремень, потуже затянутый на поясе.
- На реактивном пробовали крутить свои трюки?
- Летала только на L-39 и на итальянском Aermacchi MB-339 с пилотажной группой Frecce Tricolori на авиасалоне МАКС. Любопытно. Хотя реактивная техника мне, в принципе, не интересна. Истребитель не может в воздухе то, что может спортивный самолет. Впрочем, после появления двигателей с управляемым вектором тяги, реактивная авиация здорово прибавила в пилотаже. А если в кабине еще пилот-ас, то глаз не оторвешь. Такое вытворяют - молодцы, ребята!
- В космос не мечтаете слетать?
- Нет. Не люблю стоять в очереди.
- Мышей боитесь?
- Не боюсь, они мне просто неприятны.
- Что ответите тому, кто скажет, что авиация - не женское дело?
- Сегодня чисто женским делом осталось только рожать детей. Да и на него стали претендовать мужчины. Если женщина способна выполнять, так называемую «мужскую работу» не хуже сильного пола, почему бы ей этого не позволить? Только потому, что мужчина начинает меркнуть рядом с более сильной женщиной? Но в таком случае, пускай тогда он сменит профессию. Единственное, где я против женщин - это военная авиация. Предназначение женщины - дарить жизнь, а не забирать. Так что, девчонки, хотите в небо - есть гражданская авиация, спортивная - летайте на здоровье. А истребители с бомбардировщиками пусть остаются делом чисто мужским.
Светлана Капанина родилась в 1968 году в Щучинске (Казахстан) в семье таксиста и оператора АЗС. Окончила Целиноградское медучилище. По распределению попала в город Курган. С 1992 года - летчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО. Потом отучилась в Калужском авиационном летно-техническом училище. В 2011 году продолжила учебу в Санкт-Петербургском госуниверситете гражданской авиации. Летчик-инструктор I класса летно-испытательной и доводочной базы компании «Сухой». Семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу. Заслуженный мастер спорта. Кавалер ордена «Мужества». Живет в Москве.