Денис Спицов: На лыжне для меня богов нет
Вчерашний юниор громит маститых фаворитов. Бронзовый призер Пхенчхана и его тренер о том, какой ценой даются успехи.
Этот 21-летний тюменский парень творит в Пхенчхане что-то невероятное. Рвет на олимпийской лыжне признанных лидеров.
На молодежном уровне Денис Спицов – король. Собрал там все, какие только есть трофеи, включая «золото» чемпионата мира. Но Олимпиада – дело взрослое. Тут на дистанции сражаешься с матерыми мужиками, за плечами у которых не одни зимние Игры и ворох завоеванных наград. Невольно задрожат коленочки.
Только не у Дениса. «На лыжне для меня богов нет», - сказал он как-то. И подтверждает слова победными делами.
В Пхенчхан он приехал в ранге темной лошадки. В первой гонке, в скиатлоне, сотворил сенсацию, едва не ворвавшись на пьедестал. Четвертое место! Если б не завал на старте, устроенный норвежцами, как пить дать, попал бы в призеры.
Медаль он догнал уже в следующем старте. «Бронзу» на «пятнашке» коньковым ходом. Известие об этом громыхнуло праздничной хлопушкой. Начальник всех российских лыжников Елена Вяльбе даже расплакалась от счастья: «Всю гонку я была как на иголках, и выдохнула, только, когда Денис финишировал. Он большой молодец! Классически провел всю дистанцию. Просто супер!» - не скрывала она эмоций.
Завоеванную медаль Денис посвятил своему отцу – полицейскому, погибшему при исполнении служебных обязанностей. «Верю, что он мне действительно помогает», - сказал Денис.
Корреспондент «СВ» позвонил в Тюмень первому и единственному тренеру лыжника Евгению Ванюкову, чтобы узнать, с чего начиналось восхождение к олимпийским вершинам.
Фото: lenta.co
- Дело было еще в Вологде. Мы с Денисом – вологодские, в Тюмень перебрались уже потом. В девять лет его привел ко мне в секцию папа.
- И вы с первого взгляда поняли – будущий чемпион?
- Нет, конечно. Он был совсем еще маленький, слабенький, даже 400 метров толком пробежать не мог. Хотя в таком возрасте эту дистанцию без проблем мало, кто может осилить. Что из него будет толк, я понял где-то через год. На тренировки ребята приходили со своими лыжами, у кого какие были. И вот – районные соревнования. Денису впервые в жизни выдали настоящие лыжные ботинки последней модели и классные лыжи. И он выиграл. Меня поразила его целеустремленность. С инвентарем всегда проблемы. Лучший достается лучшим. Другим - что останется. Денис не хотел, чтобы лыжи с ботинками отдали потом кому-то другому. Рванул со старта и никого не пропустил вперед. На зубах, но держался. Вот тогда я понял, что из этого мальчишки может выйти классный спортсмен. И дело пошло, где-то мы с ним перетерпели, приложили очень серьезные усилия.
- Он вас слушается беспрекословно во всем?
- За столько лет даже не вспомню, что у нас когда-то были какие-то конфликты или даже спорные ситуации. Он всегда и хорошо выполняет мои требования. Поэтому такие результаты.
- Не сачок, в общем?
- Вообще не про него. Он трудяга. Целеустремленный, настойчивый мальчишка. Стремится сделать порой даже больше, чем надо. Приходится его тормозить. Чрезмерные нагрузки могут навредить. В Денисе удивительным образом сочетаются целеустремленность, доброта, отзывчивость и широта души. Он же простой парнишка. И очень чуткий с мамой, сестрой, близкими. Всегда поможет товарищу по команде. И слава его никогда не испортит, уверен. Самый трудный момент был, когда нас с ним позвали в Тюмень. Здесь тогда открылся великолепный Центр подготовки спортивного резерва. Денису было 14 лет. В таком возрасте уехать за тысячи километров от семьи, от друзей не каждый отважится. Решение принималось тяжело. Надо сказать большое спасибо родителям Дениса, которые хотели, чтобы сын стал спортсменом. По сути, они доверили его мне. Я фактически заменил ему родителей.
- По жизни он с вами советуется?
- Не всегда. Обычно сам принимает решение, и только потом уже обсуждает со мной, если считает нужным.
- Его успех в Пхенчхане для вас неожиданность?
- И да, и нет. Вначале цель была попасть на Олимпиаду. Потом - заехать в десятку. Но после четвертого места в первой гонке, появилась надежда уже на медальку.
- Психологически ситуация в сборной на него не давила? Лидеров команды – Устюгова, Легкова, Вылегжанина - на Игры не пустили. И весь груз ответственности лег на молодых?
- Им в чем-то даже проще. Они ехали на Игры показать себя, и, наоборот, были раскрепощены. Громких имен Денис никогда не боялся. Готов биться с любыми соперниками. Уверенность в себе - врожденное качество. Сколько его помню, он всегда был таким. Никогда в себе не сомневался.
- После трансляций из Пхенчхана, наверняка, звоните ему, что-то подсказываете на будущие гонки?
- Денис настраивается сам. Уходит в себя. Почти ни с кем не общается. Поэтому я стараюсь ему вообще ничего не говорить и не писать. Такая у нас фишка. Просто были моменты, когда я перед гонками ему отправлял какие-то свои соображения, и гонки у него просто не складывались. С тех пор, он сам в себе. Я не вмешиваюсь. После «бронзы» он сам позвонил уже глубокой ночью, раньше не мог – допинг-контроль, цветочная церемония, пресс-конференция. Я сказал, что горжусь им. И вообще он умница. Первая Олимпиада – и сразу медаль в борьбе с такими соперниками. Фантастика!