САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Автор Кристина Хилько

Пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович: Главное на «Дакаре» - не набивать желудок

Пустыня с огромными дюнами, крутое высокогорье и адская жара под 40 градусов. После такого вдвойне приятно оказаться в прохладных залах домашнего минского аэропорта и утонуть в шквале аплодисментов

Три белорусских богатыря (слева направо): штурман Павел Гаранин, механик Андрей Жигулин и пилот Сергей Вязович на "Дакар - 2018" завоевали серебряного "Бедуина" и продалжают мечтать о золотом. Фото: Денис Бушковский

Впервые за семь лет выступлений белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» на всемирно известном ралли-рейде «Дакар-2018» взяла «серебро», проиграв только «КАМАЗу». О блестящей победе, братской взаимовыручке, смертельно опасных ситуациях мы поговорили с лидером «МАЗ-СПОРТавто».

РАДОВАЛИСЬ, ЧТО КОСТИ ЦЕЛЫ

- Правда, что «Дакар» в этом году был очень сложным?

- Коварный маршрут. Две недели мчались по экстремальному бездорожью Перу, Боливии и Аргентины. Борьба шла напряженная и непредсказуемая. К тому же мы тестировали новую тактику. Если раньше один из трех грузовиков шел сзади и страховал других участников, то сейчас и он мчался в полную силу. Все три экипажа работали на результат. Старались держать лидерскую скорость и в то же время выручали друг друга на трассе. Без «сюрпризов» не обошлось: падали с обрыва, застревали в солончаках, ломались. Несмотря на все сложности и капризы природы, из более трех сотен экипажей мы единственные, кому удалось не растерять все три грузовика и дружно доехать до финиша.

- Вспомните самый страшный и опасный момент ралли-марафона.

- Спецучасток в Перу. Разгар борьбы. До финиша рукой подать - всего один километр. Вдруг мы срываемся с пятиметровой дюны. Грузовик-махина переворачивается набок: наше «шмяк» слышно было за несколько километров. Вовремя подоспел шедший следом «МАЗ» Алексея Вишневского. Поставили нас на колеса. Посмотрели, увидели, что все целы, да и вообще - обошлось. Даже ни капли масла не пролилось. Через пятнадцать минут уже вовсю давили на газ. Финишировали шестыми. Соперники, которые обгоняли, когда мы беспомощно лежали на боку, увидев нас на финише, от удивления рты пораскрывали. А мы в очередной раз убедились, что наш «МАЗ» - машина со стальными нервами и боевым характером.

- Экипаж не пострадал?

- Переломы, ушибы и ссадины для ралли такого уровня - обычная история. К счастью, травмы обошли нас стороной. Команда вернулась домой практически без единой царапины. Хотя помню, два года назад выворачивал руль, а он резко - назад. Руку намотало так, что думал, множественный перелом. Рука распухла и посинела. Хотя боли почти не чувствовал, адреналин зашкаливал. Ух, как же был рад, когда понял, что кости целы!

«ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПЯТи МИНУТ НЕ ПРОТЯНЕТ»

- Даже через телевизор чувствуется, что это борьба на выживание. Как готовитесь к изматывающим испытаниям?

- Физическая подготовка не менее важна, чем техническая сторона дела. Тренировки каждый день. Особое внимание - укреплению позвоночника и шеи. Когда мы мчим на скорости 140 километров в час по бездорожью, грузовик на каждой кочке подбрасывает, как мяч. Это только по телевизору красиво и захватывающе, в кабине трясет не на шутку. Обычный человек и пяти минут не протянет в таких экстремальных условиях.

При подготовке пытаемся учесть все возможные «сюрпризы». Часть трассы в этом году прошла в горах на высоте более пяти тысяч метров над уровнем моря. Никто из экипажа на недомогания и головные боли не жаловался. Секрет прост. Готовились к «экстремальным» условиям в «горной» спецкомнате-барокамере, где регулировалась подача кислорода.

- Соперники подставляли подножки?

- В погоне за славой и призовыми местами не все играли по правилам. Но пусть это остается на их совести. Мы показали достойную гонку.

КОГДА ПРОИГРАТЬ НЕ СТЫДНО

- Взаимовыручку можно списать в утиль?

- На восьмом этапе гонки нас занесло в солончак. Из капкана без посторонней помощи было не выбраться. Соперники проезжали мимо и не думали тормозить. К нашей безмерной радости, остановился Антон Шибалов из российской команды «КАМАЗ-мастер». Казалось бы, прямой конкурент! Провозился с нами минут двадцать. Профессионально и самоотверженно помог нам выбраться. Очередной раз убедился, достойная уважения команда ведет честную борьбу на трассе. Не зря говорят, друзей в беде не бросают. Мы в долгу не остались, пилот нашей команды Александр Василевский вытаскивал из песков Дмитрия Сотникова, в другой раз помогали сбить огонь у загоревшегося «КамАЗа» Шибалова. Взаимовыручка и братство для наших команд - не пустое слово. Да и кто нам еще поможет за тысячи километров от дома, на другом континенте, если не россиянин - белорусу, а белорус - россиянину?

- До победы не дотянули самую малость, обидно?

- Исправимся на следующем «Дакаре». Да и проиграть «КАМАЗу» не стыдно. Тот факт, что мы конкурировали с самой сильной командой - большое достижение. Ведь у россиян - тридцатилетний опыт этих гонок! Легендарные пилоты передавали опыт молодежи. Мы участвуем седьмой год. Методом проб и ошибок набили не одну шишку. Но я горжусь ребятами, выступили достойно.

КСТАТИ


ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ

- Оставалось время на отдых?

- В этом году мы не тратили время на переезд в гостиницы. Выручал автодом со всеми удобствами: стиралкой, кухней, кондиционером, душем. Пытались сэкономить время на отдых, отбрасывая время на переезды, но не вышло. Планы смешали длинные маршруты. В прошлом году намотали около трех тысяч километров, а сейчас все четыре. Два спецучастка завершали за полночь, в кромешной тьме. Старты в пять утра. И так две недели. Случалось всякое, нервы не железные. Было, сбились с курса, ругаемся, а драгоценное время уходит. Или: я пробиваю колесо, все расплачиваются за мою ошибку. Это на вид мы из стали, но часто эмоции захлестывают. Следует быстро взять себя в руки. Успех зависит от слаженности и сплоченности команды. Когда экипаж попал в тройку лидеров, мы поняли, нужно сплотиться, поднажать и не сбавлять обороты. «Дакар» - это настоящая мужская гонка!

- Чем питаются гонщики?

- Главное, не набивать желудок. Тряски, высокие нагрузки могут сыграть с организмом злую шутку, а на трассе на счету каждая минута. Завтраки и ужины проходят на биваках. Это лагерь-спецзона между этапами. Из Минска везли тушенку, каши, сухофрукты, печенье. На жаре за 40 важно, чтобы продукты не портились. Особое внимание завтраку: он должен быть сытным и питательным. Мои предпочтения - макароны, быстросуп, перловка, сухие колбаски.

- Как жена отпускает на такие опасные гонки?

- Жена - мой самый преданный болельщик. Без ее поддержки давно опустил бы руки. Не знаю, как она все успевает. Надежный тыл: на ней дом, наши трое детей и мое спокойствие. При этом ни слова упрека. Безмерно ей благодарен, что понимает мою страсть. Мы, гонщики, живем от «Дакара» до «Дакара».

- Многие мальчишки захотят повторить ваше достижение, с чего им начинать?

- В Беларуси лишь пять спортивных грузовиков. Если учиться, то только у нас. Приходите, звоните, заявляйте о себе. Но трезво оценивайте свои возможности. Нагрузки в этом спорте адские.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Геннадий Скитов, коммерческий директор МАЗа:

- «Дакар» - самый престижный ралли-рейд. Гонка - отличный способ заявить всему миру о наших большегрузах. «МАЗы» здесь конкурируют с техникой лучших мировых производителей. Конечно, опыт удачной гонки проанализируем, сделаем выводы, чтобы быть еще сильнее. Но в любом случае создадим новый спортивный автомобиль для ралли-рейда, который будет еще быстрее и надежнее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине
  2. Александр Лукашенко заявил о сильном воздействии «Орешника» на мировое сообщество
  3. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  4. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  5. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  6. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  7. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  8. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  9. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  10. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  11. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  12. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  13. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  14. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  15. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также