«Главное не победа, а участие? Это точно не для меня»
Белорус Степан Попов стал первым самбистом в истории, удостоенным престижной премии Fair Play.
«Спасибо, друг и брат»
Торжественная церемония награждения состоялась на днях в Будапеште. Международное жюри поразил благородный поступок спортсмена из Лепеля на I Европейских играх в Баку.
В финальном поединке в весе 74 кг белорус поймал кумира местной публики Амиля Гасымова на болевой прием, обеспечив себе чистую победу. Самбо – спорт для настоящих бойцов. Болевой прием – штука серьезная. Азербайджанский боец даже не мог самостоятельно подняться с ковра. И тогда, к восторгу трибун, белорус подхватил его на закорки, и пронес на себе в другой конец зала, где находились врачи.
- Это не было какой-то там домашней пиар-заготовкой или игрой на публику, упаси Бог, - рассказал Степан Попов корреспонденту «СВ» по телефону сразу после возвращения из Будапешта. – Оставить соперника лежать на ковре, а самому спокойно уйти – это не по-спортивному. Не по-человечески. Любой нормальный борец на моем месте поступил бы точно так же.
- А что бывают и ненормальные борцы?
- Редко, но бывают. Люди, которые ради победы не чураются грязными, подлыми приемчиками. Но таких не уважают. И руки им лишний раз никто не подаст. А Амиля я навестил на следующий день в олимпийской деревне – он уже ходил потихонечку с забинтованной ногой. Позже встречались с ним на чемпионате Европы в Казани. Он там как раз выиграл «золото». Я его поздравил, и он меня обнял: «Спасибо тебе, друг и брат».
- Что для вас самбо?
- Вся моя жизнь. Любимое занятие, приносящее удовольствие. Мне уже тридцать два, а рвусь на ковер, как мальчишка. Любой вид спорта по-своему интересен: бег, футбол, баскетбол, плавание. Но борьба при этом очень разнообразна приемами и в стойке, и в партере.
- А еще - чревата травмами, как контактный вид?
- Травму, предположим, можно получить не только на ковре. У меня, например, левый бицепс ножом перерезан напополам. Когда его напрягаю, кажется, что их два.
Тихим вечером в Одессе
- Где это вас так, если не секрет?
- В Одессе лет восемь назад. К моим друзьям привязались на дискотеке местные отморозки. Дошло до драки. Я влез. Тех было трое. Одного я бросил, дал еще ногой под зад, он убежал. Приложил и второго, но он извернулся, и лежа уже ткнул меня ножиком в ногу. В горячке я даже не почувствовал. Третий, тоже с ножом, кинулся на меня с боку. Бил в сердце – угодил в ребро. Я отскочил. Вторым ударом он попал по руке. Сам бицепс вывалился наружу. Кровища... В больнице зашили.
- Восстанавливались долго?
- Месяца три не мог даже чашку с чаем поднять или открыть дверную ручку. Рука не сжималась в кулак. Пальцы вообще не работали. Делал специальные упражнения. И потихоньку- потихоньку все восстанавливалось. Сначала мизинец начал сгибаться, за ним – безымянный, потом – средний, указательный. Рука еще не работала толком, но я уже тренировался. И через полгода выиграл открытый чемпионат Беларуси. До этого даже в призеры на нем не попадал. А тут – сразу «золото». Ужасно хотел вернуться на ковер.
- Какие медали для вас самые памятные?
- Принцип, что главное не победа, а участие – точно не для меня. На ковер выхожу только побеждать. И очень не люблю проигрывать. Из всех своих медалей по-настоящему ценю только золотые. А еще, конечно, в памяти остаются поединки, когда, удавалось совершить вроде бы невозможное. Однажды в полуфинале Кубка мира в Минске я проигрывал сопернику целых восемь баллов, представляете!
- Такой огромный разрыв, как правило, не отыгрывается.
- Отыграл вот. Дожал соперника. Многое зависит от психологического состояния во время поединка. Всегда иду до конца.
На одном из турниров боролся после тяжелейшей травмы – вывиха локтя. Во время броска неудачно выставил руку, и локоть после удара об пол вывернулся в обратную сторону. В Москве дело было. Боль адская. Ору на весь зал. Меня тут же на «Скорую» и в больницу. Снимок сделали – осколков нет, кости целы. Врач-хирург – и так, и сяк – ничего не получается. Со мной в больницу друг поехал, тяжеловес из нашей сборной, 135 кило весом. Врач его зовет: «Я держать буду, а ты крути». Вдвоем поставили локоть на место. И через пару месяцев я выиграл турнир.
ЕГЭ на татами
- В ноябре чемпионат мира в Болгарии, поедете?
- Обязательно. Уже отобрался в команду. Правда, в подготовку вмешалась травма – ногу сломал на тренировке. Врачи говорили, как минимум, восемь недель в гипсе прохожу. Но снял уже через месяц. Тренируюсь осторожно. Вместо кросса – бассейн. Ногу стараюсь не перегружать. Зато изобретаю новые броски, чтобы удивить соперников в Софии.
- Когда, на ваш взгляд, самбо включат, наконец, в программу Олимпийских игр? Разговоры ходят давно, но дело не двигается.
- Причин, думаю, несколько, в том числе, политические. Мировой лидер в самбо – Россия. И это многое объясняет. В сегодняшней политической ситуации «пробить» олимпийскую визу будет очень тяжело. Но приложим все усилия.
- В России в школьную программу вводят уроки самбо.
- Это здорово. Самбо дает великолепную физическую подготовку. Развивает силу. Гибкость. Акробатику. Учит благородству, правда, здесь многое зависит от педагога. Наконец, каждый мальчишка, да и девчонка должны уметь за себя постоять при необходимости. Но если кто-то хочет заниматься для того только, чтобы пугать народ на улице своей крутизной – это просто глупо. Недостойно настоящего мужика. Драка – вообще последнее дело. Естественно, если зацепят моих близких или друзей, я обязательно влезу, а за себя лично – нет. Что мне доказывать какому-то идиоту?
- А если он сам нарывается?
- Дам оплеуху, в крайнем случае. Любого хулигана обезвредить можно и более аккуратными способами. Надо просто их знать…
ДОСЬЕ «СВ»
Степан Попов родился 11 июня 1984 года в Лепеле. Заслуженный мастер спорта Республики Беларусь, чемпион мира (2013), чемпион Европы (2015), обладатель золотой медали I Европейских игр в Баку (2015), многократный чемпион Беларуси.