Первый вице-президент НОК Беларуси Максим Рыженков: Странные результаты - «заслуга» судей
Руководитель делегации в Рио ответил на вопросы корреспондента «СВ»
- С учетом допинговых подозрений и скандалов со сборными по тяжелой и легкой атлетике, отстранением нашей команды по гребле на байдарках и каноэ, могу сказать, что выступили мы достойно.
Да, в каких-то видах недобрали медалей. Но корни многих проблем тянутся еще с предыдущих Олимпиад - в Пекине и Лондоне.
Плюс, конечно, вопросы с судейством. Количество протестов, удовлетворенных арбитрами, лишь подтверждает очевидные проблемы.
- И все же, как вы считаете, медалей в белорусской копилке могло быть больше?
- Конечно. Тем более, что немало наших спортсменов вплотную приблизились к пьедесталу. Например, Владимир Самсонов стал четвертым в настольном теннисе. Ольга Мазуренок финишировала пятой в марафонском беге. Спасибо хочется сказать бегунье Марине Арзамасовой. В финальном забеге на 800 метров она стала седьмой.
Но посмотрите, кто оказался в призерах: три спортсмена непонятной гендерной принадлежности.
Еще один малопонятный момент - удовлетворенный протест американок в эстафете 4х100. Случай беспрецедентный. Ни одна другая страна не добилась бы пересмотра результатов. И это наглядно демонстрирует, кому сегодня нужны медали и кто контролирует ситуацию в Международном олимпийском комитете.
В первую очередь это страны, в которых серьезные транснациональные корпорации имеют свои интересы. Им Олимпиада нужна для рекламы и получения прибыли, и они достигли своей цели.
Для остальных даже попадание на Игры становится огромным успехом на фоне растущей конкуренции. В Рио боролись за медали атлеты из более чем 90 государств, но медальный зачет все более смещается в сторону нескольких ведущих стран с мощным экономическим ресурсом.
- Например, удачливую Венгрию сложно отнести к мировым лидерам.
- У венгерских спортсменов очень серьезная международная поддержка. Посмотрите на состав МОК и федераций по видам спорта: венгры занимают немало ключевых постов. И это рычаг, который позволяет атлетам оставаться среди лидеров во многих дисциплинах.
К тому же в этой стране приоритет финансирования отдается тем спортивным федерациям, которые завоевывают медали на Олимпийских играх. Другими словами, убрав основных конкурентов в каноэ и собрав богатый урожай медалей в Рио, они отхватят хороший кусок финансового пирога.
У нас в Беларуси львиная доля денег уходит на футбол и хоккей, в которых результаты далеки от олимпийских.
- Это можно как-то исправить?
- Скоро состоится олимпийское собрание, и мы будем готовить Президенту Беларуси соответствующее предложение. Если на все индивидуальные виды идет только порядка 20 процентов финансирования спорта в стране, не совсем правильно ждать 15 или 20 медалей на Олимпиаде.