Допинговый скандал: За что наказали Марию Шарапову
Мельдоний - медпрепарат для профилактики и лечения проблем сердца - превратился в главное зло современного спорта. Почему? «СВ» разбирался в этом вопросе с экспертами
На мельдонии уже погорела теннисистка Мария Шарапова - не прошла тест на допинг во время турнира Большого шлема в Австралии. Следом конькобежец Павел Кулижников, фигуристка Екатерина Боброва... Список «жертв» продолжает множиться по эффекту домино.
Имидж российского спорта в очередной раз скривился от сильнейшего удара. Сотрудники из Всемирного антидопингового агентства знали, куда бить: основной ареал потребления мельдония - страны бывшего СССР, где он и был изобретен много лет назад. Ситуация явно неоднозначная.
За допинг пора сажать
Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов:
- За допинг, безусловно, надо сажать. Представьте, я даю вам шприц - колитесь, но получите пять лет тюрьмы. Надо быть законченным идиотом, чтобы воткнуть в себя иголку, зная о неизбежных суровых последствиях. В Италии за допинг сажают, и там о нем забыли.
Говорят, что допинговый накат на Россию - это месть за нашу победу на Олимпиаде в Сочи. Ерунда! О том, что мельдоний, из-за которого разгорелся сыр-бор, с первого января окажется вне закона, стало известно еще в сентябре прошлого года. ВАДА официально всех предупредило. Но наши продолжали его принимать, надеясь неизвестно на что. Никто при этом не знал точно, сколько его следы сохраняются в организме. И сейчас, похоже, не знают. Одни говорят - сутки. Другие - неделю. Третьи - больше трех месяцев. Пока петух не клюнет, никто не пошевелится. Он и клюнул.
У нас бешеные деньги тратятся на борьбу с допингом, но происходят вещи малообъяснимые. В биатлоне случай был. Взяли у спортсменов двадцать проб на допинг, все - отрицательные. Поехали на чемпионат мира, все пробы - положительные. О чем тут говорить.
Говорят, что нагрузки в спорте растут, но при этом запрещаются препараты, которые защищают организм, как тот же мельдоний. Мол, где логика?
Но кто сказал, что нагрузки растут? В наше время они были намного выше, чем сейчас, по крайней мере в биатлоне. Но обходились без запрещенных препаратов. Есть прекрасные природные восстановители, просто этим не занимаются.
Когда спортсмен попадается на допинге, кто виноват больше - сам спортсмен, тренер, врач? Виновата система, которая дает сбои. И не надо оправдываться. Надо карать по всей строгости. Одного-двух посадят, проблема перестанет быть настолько острой.
Чиновников за самоуправство нужно наказывать
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту и делам молодежи, заслуженный мастер спорта, чемпион мира и Европы по настольному теннису среди инвалидов Сергей Поддубный:
- Выглядит все так, что над нами глумятся, а мы каемся непонятно за что. Министр иностранных дел Сергей Лавров совершено правильно потребовал, чтобы ВАДА предоставило веские разъяснения, на основании чего препарат включен в список запрещенных. Люди должны отвечать за свои решения. А если это ошибка? Или во главу угла были поставлены мотивы, далекие от спорта? Значит, чиновники должны нести наказание, хотя бы в виде крупного штрафа. Сейчас же ВАДА никому не подотчетно. И принимает решения, исходя из собственных соображений. Половина лекарств, продающихся в аптеках, уже внесена в запрещенный реестр. А представляете, лет через пять-десять? Спортсменам ничего нельзя будет принимать для лечения.
Сторонники крутых мер предлагают ввести для уличенных в допинге спортсменов уголовное наказание: попался - сел. Мы посадим. А чиновники из ВАДА через какое-то время скажут: «Извините, мы погорячились, мельдоний совершенно безобиден». И вычеркнут его из списка запрещенных препаратов. Не исключаю, что после Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро такое вполне может случиться. Мельдоний амнистируют, но сколько судеб будет исковеркано.