Кирсан Илюмжинов: Первый ход я всегда делаю лошадью
Его можно считать спортивным долгожителем. Шутка ли, уже двадцать лет Кирсан Илюмжинов возглавляет Международную шахматную федерацию (ФИДЕ). Круглую дату отмечали 25 ноября. Корреспондент «СВ» задал президенту-юбиляру вопросы не только про шахматы
- 20 лет назад международная федерация находилась в глубочайшем политическом и финансовом кризисе. Шахматный мир был расколот: Гарри Каспаров в Америке создал свою ассоциацию, увез за океан шахматную корону, было два чемпиона мира. При этом, казна ФИДЕ была практически пустой, спонсоры отворачивачивались от шахмат.
- Почему спасать позвали именно вас?
- Нужен был человек со стороны, со свежими идеями, чтобы разрулить ситуацию. Главный наказ был объединить шахматный мир. Чтобы был один чемпион. А еще добиться, наконец, чтобы шахматы официально признали спортом.
- Чем же их считали раньше?
- Симбиозом науки и культуры, как говорил еще Михаил Ботвинник. Во всяком случае, МОК их спортом не считал до 1999 года, когда состоялось официальное признание как спортивной дисциплины. ФИДЕ сегодня – это стройная, мощная структура, чем я горжусь. Для сравнения - в 1995 году в календаре ФИДЕ насчитывалось всего лишь три официальных турнира. Сейчас – 12 тысяч только официальных соревнований в год. И более ста тысяч неофициальных. По количеству турниров мы абсолютный рекордсмен среди международных федераций. Думаю, недалек тот день, когда шахматы войдут в программу Олимпийских игр. Первая проба пера состоится уже на Зимних играх в 2018 году, где шахматы выступят как показательный вид.
- А допинг в шахматах есть?
- Точнее, наверное, все-таки допингконтроль – обязательно есть. Вообще это очень интересная история. Когда шахматы официально были признаны спортом, сразу встал вопрос: а что можно считать именно шахматным допингом, помимо всех тех средств, которые запрещены кодексом ВАДА? Например, в стрельбе, насколько я знаю, допингом считается алкоголь – рука перестает дрожать. А в шахматах есть что-то такое же эксклюзивное? Провели на эту тему специальное исследование с привлечением ученых.
- Что они выясняли?
- Оказалось, что в шахматах в разряд стимуляторов попадают даже хорошо всем известные напитки, которые мы в обычной жизни употребляем каждый день. Например, тот же кофе. Правда, все зависит от объема выпитого. Две-три чашки – можно. А вот десять – уже нет. Допинг.
- Это контролируется?
- Непременно. На всех наших турнирах участники обязаны сдавать соответствующие пробы. Никто за все годы еще не отказывался. Единственный случай был на Всемирной шахматной олимпиаде в Дрезден в 2008 году. Скорее даже, курьез. Капитан сборной Украины Василий Иванчук на ровном месте проиграл партию, которую по всем прогнозам должен был выигрывать, – соперник явно уступал ему в классе. Расстроился страшно. И в сердцах ломанулся из зала в неизвестном направлении. По регламенту, шахматист, не прошедший допинг-контроль, подлежит наказанию. Но тогда бы пострадала вся украинская команда. В общем, Иванчука тогда долго искали. Мобильник он отключил. И нашли – где бы вы думали – в одном из залов Дрезденской галереи. Он стоял, задумчивый, перед «Сикстинской мадонной», великим полотном Рафаэля. Восстанавливал душевное равновесие. Пришел в себя, вернулся в зал, и сдал спокойно необходимые пробы.
- Глядя со стороны, шахматы – довольно отдыхающий такой вид спорта. Не хоккей, не легкая атлетика, где спортсмены носятся, как угорелые. Сидят спокойно за столом, фигуры двигают. Никаких особенно энергетических затрат?
- Здесь вы ошибаетесь. Шахматы чрезвычайно энергозатратная дисциплина. На эту тему мы также проводили исследования. Ученые перед партией облепили шахматистов разными датчиками. Показатели – поразили. За два с половиной часа игры каждый из них потерял, примерно, по три килограмма. И это далеко не предел. Один очень известный гроссмейстер похудел за матч на 22 килограмма, представляете! Расход энергии идет колоссальный. Шахматисты словно сжигают себя изнутри.
- Ваша любимая шахматная фигура?
- Я ведь из Калмыкии, кочевник, поэтому, конечно, лошадь. Она же, к слову говоря, имеет самое прямое отношения к символике всемирных шахмат. На флаге FIDE на фоне Земного шара изображена именно лошадь.
- Помимо шахмат, немалое место в вашей жизни занимает футбол. Элистинский «Уралан», который вы воссоздали практически с нуля в середине девяностых, стал очень заметным явлением в российском футболе. Именно в «Уралане» свой путь в большой игре начинал нынешний наставник сборной России и ЦСКА Леонид Слуцкий, до переезда в Элисту тренировавший ребятишек в волгоградской «Олимпии».
- Он начинал у нас с дубля, но уже через год стал главным тренером клуба. Я уже тогда обратил внимание, насколько он вдумчивый, по-настоящему творческий специалист, без остатка преданный футболу. Чувствовалось, что у него большое будущее. И мы очень гордимся, что сейчас он возглавляет национальную команду России. В Калмыкии все считают его калмыком. Своим. Болеем за него и надеемся, что сборная под его руководством успешно выступит на чемпионате Европы будущим летом.
- На одном из конгрессов FIDE вам предлагали баллотироваться в президенты FIFA. На ваш взгляд, чем управлять сложнее в мировом масштабе – шахматами или футболом?
- Разницы, в принципе, нет – футбол, шахматы или, допустим, завод. Главное - желание работать красиво, открыто, на результат. Управление любой структурой дело очень сложное. Хлопотное. Вместо многословных рассуждений, приведу одну цифру: за прошлый год я побывал с визитами по шахматным делам почти в ста странах мира. За один только год, подчеркиваю. Но мне такой ритм нравится. Я очень люблю шахматы и вижу плоды своих трудов.
- Вы ведь еще и бизнесмен очень успешный. Недавно совсем приобрели очередной крупный актив. Зачем?
- Наверное, чтобы стать еще богаче. Получать прибыль, а деньги тратить на те же самые шахматы, на футбол, на строительство церквей. Деньги для меня не самоцель, а только средство. Такова моя жизненная философия.