Дарина Валитова и Александр Мальцев завоевали на первенстве мира «золото» и «серебро». Уже их первое появление в казанском бассейне стало настоящей сенсацией. Прежде всего костюм Александра - цвет хаки, офицерские погоны, ремень, портупея. Суровый голос Левитана объявляет о начале войны. Такой увертюры в синхронном плавании не звучало еще никогда. Впрочем, смешанных дуэтов на мировой арене также не было - в Казани состоялся их дебют.
Техническая программа российских спортсменов на музыку Микаэла Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны» стала настоящим откровением. Шедевром. Смотрел - и пробирало до мурашек. На волне эмоций звоню тренеру российского дуэта Гане Максимовой.
- В одном вопросе сразу много почему. Почему - война? Почему музыка Таривердиева? Наконец, костюм, стилизованный под советский офицерский френч, в котором Александр Мальцев вышел выступать. Не было в этом риска?
- А во что, считаете, мы должны были одеть нашего спортсмена? В плавки, как Тарзана? Или в дельфинчика? В чем должен был выйти Александр Мальцев, чтобы это устроило всех и соответствовало теме? Трагедия войны, потери близкого человека, последнего слова, последнего прикосновения - это вечная тема. Тема на все времена. В год 70-летия Победы мы посвятили программу нашим ветеранам. Музыку Таривердиева из «Семнадцати мгновений весны» мне давно хотелось взять для постановки. Просто так получилось, что возник смешанный дуэт, и мне показалось - вдвойне интересно использовать гениальную мелодию, которую я очень люблю.
- Кто определял внешний облик костюма Александра Мальцева?
- Я лично определяла.
- Что взяли за образец?
- Приблизительный вариант советской военной формы того времени. Приблизительный, хочу подчеркнуть. К сожалению, мне кажется, российское массовое мышление немного консервативно в восприятии таких вещей. Люди слышат музыку и пытаются автоматически привязать нашу программу конкретно к фильму. Начинают анализировать: «Так, а причем здесь советская форма, если музыка «из Штирлица»? А почему у него лейтенантские звездочки?» Рассуждая так, они забывают, что искусство наше очень условное. Вода - та среда, где мы интерпретируем пластически, посредством хореографии музыкальное произведение. Каждый раз говорю одну и ту же вещь: «Если вы настолько буквально привязываетесь к музыке, к персонажу Штирлица, тогда мне нужно вынести два стула, два стола и разыгрывать всю сцену в декорациях кафе «Элефант». Даже в воду заходить не надо». Но мы занимаемся другими вещами. Костюм - только дополнение образа. «Вот у вас в программе 41-й год как будто, а погоны были введены только в 43-м», - слышу я. Неужели вы думаете, я не знаю, когда в Красной армии появились погоны. Продумывая костюм, мы обязательно изучаем все детали. Просто передо мной стояла другая задача.
- Вы обратились к теме войны. А вашей семьи непосредственно война коснулась?
- Конечно, коснулась, а кого она не коснулась? Есть хоть одна такая семья в России? Моя бабушка, которой сейчас 94 года, ветеран войны, работница тыла. Гасила фугаски на крышах, рубила и сплавляла лес. Ее брат воевал, пропал без вести, только недавно нашли место его захоронения. Мой дедушка по отцовской линии был военным фотокорреспондентом. У Дарины дед вообще три войны прошел. У Саши тоже воевали. Будь наша программа не про войну, я бы никому и ничего вообще не объясняла. Сказала бы просто: «Дорогие друзья, это мое видение сюжета, понравилось вам - не понравилось, на вкус и цвет товарищей нет…»
- А в чем спортивная фишка вашей программы?
- Мы пошли в направлении современного танца, с его комбинацией различных темпоритмов, с контрастными переходами от быстрых, резких движений к медленным, плавным. С акцентом на экспрессию. Все это крайне редко можно увидеть в синхронном плавании. Спонтанная реакция судей была потрясающей. В предварительном состязании они поставили нашим ребятам на целых два балла выше, чем американцам.
- Но затем, уже в финале отыграли оценки в обратную сторону, в пользу американцев, оставив Дарину и Сашу с «серебром».
- То, что произошло в финале, к истинной оценке не имеет никакого отношения, будем откровенны. Тем более что выступление ребят вызвало сильнейший эмоциональный отклик. Реакция и специалистов, и зрителей была потрясающей.
- Как вообще подбираются спортсмены в дуэт? Правда ли, что главный критерий - это… ноги?
- Ноги, как ни абсурдно звучит, семьдесят процентов нашего результата. Если у спорт- смена некрасивая нога, он никогда не поднимется на высшую ступень пьедестала. И желательно, чтобы ноги у спортсменов были похожими, что необходимо для синхрона.
- А психологическая совместимость?
- Важна, но это вопрос работы больше. Как тренер я могу довести спортсменов до того уровня психологической совместимости, которая мне необходима. Но на первом месте все равно физика. У Саши, например, ноги очень легкие и выразительные, а это большое преимущество в синхронном плавании. Его линия ноги очень похожа на линию ноги Дарины. Он способен делать интересные, нестандартные связочки, научился работать ногами плавно, что для мужчин вообще крайне тяжело. И это разительно отличало наш микст от всех остальных смешанных дуэтов, выступавших в Казани.
- В дуэте есть ведущий и ведомый? Или спортсмены равны?
- В классическом женском дуэте даже хорошо, когда одна девочка ведущая, вторая - ведомая. В миксте у каждого участника своя партия. И оба они должны быть личностями. И Саша, и Дарина - сильные личности. Целеустремленные и очень работоспособные. При этом Дарина, как человек с большим соревновательным опытом, доминирует в каких-то вещах и может на Сашу иногда даже прикрикнуть, но - в дружеском тоне. За все время нашей совместной работы не было ни одного конфликта. Я бы их просто не допустила. Случаются, конечно, мелкие, рабочие зацепочки, но они никак не отражаются на взаимоотношениях между ребятами.
- Когда микст может получить олимпийскую прописку?
- В 2016 году в Рио-де-Жанейро вряд ли. А вот в 2020 году, по моим ощущениям, процентов восемьдесят, что микст уже будет включен в программу Олимпийских игр. откровенноВ ногах правда есть!
Досье "СВ"
Гана МАКСИМОВА родилась 14 марта 1970 года. Заслуженный мастер спорта России по синхронному плаванию. Четырехкратная чемпионка Европы (группа, дуэт). Бронзовый призер Кубков мира в групповых упражнениях 1991 и 1995 годов. Победительница в состязании солисток на международных соревнованиях: French Open (1996), German Open (1995), Roma Synchro (2004), на приз журнала «Советская женщина» (1991). Четвертое место в групповых упражнениях на Олимпийских играх в Атланте в 1996 году.