Владимир АЛЕКНО: Я им не брат, не сват, не родственник. Я - тренер
Триумфатор олимпийского Лондона вновь возглавил сборную России по волейболу
Ситуация - пиковая. После десяти поражений подряд сборная России сенсационно с треском вылетела из элитного дивизиона Мировой лиги. А через год - Олимпиада в Рио-де-Жанейро. Задача перед Владимиром Алекно поставлена однозначная - отобраться на Игры-2016. Кое-кто из экспертов даже сочувствует Алекно, считая, что на этот раз ему придется начинать в команде чуть ли не с нуля. Однако сам главный тренер спокоен. Отвечая на вопросы, говорит уверенным, правда, очень тихим голосом. Так обычно говорят люди, которые знают, что они обязательно будут услышаны.
- Владимир Романович, любой спортивный тренер в классической интерпретации един в трех ипостасях сразу - Бог, отец и воинский начальник. Вы себя кем ощущаете больше из этой троицы?
- Никем. Я - тренер. Просто тренер. И никогда не стремился к тому, чтобы игроки меня боялись, допустим. Мне этого не нужно. Будут уважать - хорошо. Но это - в зале. Если после игры ребята меня пригласят поужинать вместе в ресторане, буду только рад. Не такой уж я плохой человек, значит. Но в зале я - тренер. И этим сказано все.
- И все-таки - кнут или пряник?
- Для всего свое время, скажем так.
-Вы вернулись в сборную не в самое простое для команды время как спаситель…
- Стоп, никаким спасителем я себя не ощущаю. И никогда им не был. То, что происходило до меня со сборной, меня не интересует. Есть цель, поставленная руководством, страной, вами и мной. И эта цель должна быть достигнута. Вот и все. Какой же я спаситель.
- И все-таки - в какой момент вы приняли решение вернуться?
- Точную дату и время не назову. Просто больше не мог, оставаясь в стороне, равнодушно смотреть, как команда летит под откос. Тем более, если ты чувствуешь, что в тебе нуждаются, это честь для тебя. И вот я снова в сборной.
- После десяти поражений подряд в Мировой лиге команда, вероятно, пребывает не в самом лучшем состоянии, особенно психологическом.
- Ситуация непростая, конечно, хотя помимо очевидных минусов в ней есть свой плюс. Реально, без розовых очков сделать анализ, оценить ситуацию как она есть. Понять, где и с чем мы оказались на данный момент и как выбираться. Будь мы первыми, какой тут анализ? И так все хорошо.
- Уже что-то решили?
- Да, я знаю, с чего мы должны начинать и что конкретно должны делать. Успею по времени, значит, все получится.
- В кого верите больше - в себя или в команду?
- Ох, какой вопрос тяжелый задаете. В кого? Во всех верю. В сборную России, в которой нахожусь я и ребята.
- Одновременно с вами в сборную вернулся и самый титулованный волейболист планеты Сергей Тетюхин, что для многих стало полной неожиданностью...
- Неожиданностью, говорите? А, по-моему, как раз наоборот - все ждали и хотели, чтобы он вернулся. Тетюхин сто раз уже вешал кроссовки на стену. А затем - снимал их. Поймите, Серега - из той же породы неравнодушных, преданных делу людей, на которых многое держится. Российскому волейболу он отдал всю жизнь. И спокойно оставаться в стороне просто не мог, тем более в той ситуации, которая сложилась сейчас. Иначе это был бы уже не Тетюхин. Вообще, мы своего рода наркоманы. Зависим от этого вида спорта, от адреналина, который нам дает волейбол, игр большого уровня. Серега такой же.
- Возглавив сборную, вы остались главным тренером казанского «Зенита». Будете совмещать два поста?
- Ну и что, ничего страшного. Для меня это нормально. Иного варианта я себе не представляю. Надо постоянно быть в творческом тонусе. Да, физически это порой тяжело - вести и сборную, и клуб, но не боги горшки обжигают. В конце концов я не первый и не последний - многие тренеры жили и живут в таком сверхнапряженном графике.
- От зарплаты в сборной вы опять отказались, как и перед Играми в Лондоне?
- Ничего в этом плане не изменилось: не может одна Олимпиада быть важнее другой. Идея и патриотизм всегда сильнее всего. Сборная - это своего рода миссия, если хотите. И получать вознаграждение надо только за достигнутый результат.
-
За весь постсоветский период у России всего лишь два олимпийских «золота» в командных видах: гандбол в 2000-м в Афинах и ваша золотая медаль в 2012-м. Почему так мало? Что изменилось? Пропал дух коллективизма? Или просто командные виды требуют больших затрат?
- Сложнее стало работать. Сложнее в том смысле, чтобы сплотить людей единой целью. Сегодня все вопросы по результатам, показанным той или иной командой, адресуют исключительно тренерам. Почему не игрокам? Тренер помогает. Делают игру игроки. Значит, у них тоже надо спрашивать, как они сами относятся к поставленной цели. По-моему, так.
- Отвлечемся от волейбола. В родном Полоцке часто бываете?
- К сожалению, нет. У меня там мама живет, брат. Но выбраться к ним удается один раз в год - в мае, после завершения чемпионата России. Чаще не получается. Работа…
ДОСЬЕ «СВ»
Владимир АЛЕКНО родился 4 декабря 1966 г. в г. Полоцке Витебской области. В чемпионате СССР играл за минский СКА и московский ЦСКА, с которым дважды - в 1986 и 1987 гг. - становился чемпионом страны и выиграл Кубок европейских чемпионов. С 1996 по 2004 г. играл, а затем тренировал французский «Тур», в 2004 г. клуб впервые в своей истории стал чемпионом Франции. В 2006 г. привел к победе в чемпионате России московское «Динамо». С 2008 г. возглавляет казанский «Зенит» - казанцы при Владимире Алекно шесть раз становились чемпионами России и дважды побеждали в Лиге чемпионов. Сборная России под его руководством выиграла олимпийское «золото» в 2012 г. в Лондоне и «бронзу» на Играх в Пекине в 2008 г. В 2011 г. российская команда совершила золотой дубль, победив в Мировой лиге и Кубке мира.