Чем живет кинофестиваль сегодня? Какие планы организаторы строят на будущее? Об этом и многом другом шла речь на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», на которой побывал корреспондент «СВ».
– Тринадцать лет, а именно столько уже существует наш фестиваль, цифра весьма убедительная, – сказала президент и идейный вдохновитель «Красногорского», трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина.
– Хотя нельзя сказать, что эти годы все складывалось гладко. Достаточно было всего – и ярких творческих побед, и проблем. До сих пор вспоминаю, как мы радовались, когда удалось провести самый первый, дебютный фестиваль в 2002 году. Потом мы радовались второму и третьему, потом боролись за четвертый, пятый и десятый.
Потому что фестиваль растет, число его участников увеличивается, чего, к сожалению, нельзя сказать о наших финансовых возможностях. Есть, безусловно, определенные трудности. Но все-таки, несмотря ни на что, свою главную задачу мы выполняем – показываем нашим зрителям всю красоту и многогранность спорта посредством кино. На первых четырех фестивалях в конкурсной программе не было представлено ни одного российского художественного фильма. Из чего можно сделать вывод, что в те годы спортивная тема как таковая российских кинематографистов совершенно не интересовала.
Зато на сегодняшний день ситуация поменялась в корне. Во многом под влиянием крупнейших международных соревнований, прежде всего зимней Олимпиады-2014 и Универсиада-2013, проходивших в России, произошел настоящий всплеск интереса к спортивной тематике на экране. Российские кинематографисты наконец проснулись и словно заново открыли для себя непаханую целину. И сегодня более четверти конкурсной программы Красногорского кинофорума – это российские ленты, как художественные, так и документальные. За прошедшие годы, по словам Ирины Родниной, серьезным образом изменилось в лучшую сторону качество картин, участвующих в конкурсе. Раньше, особенно на первых порах существования фестиваля, это были по большей части ленты с незамысловатым сюжетом. В основном документальный рассказ о каком-нибудь громком событии в мире спорта.
Или – об известном спортсмене, который, стоя перед камерой, отвечал на вопросы, вперемежку с хроникальными кадрами о его выступлениях на тех или иных соревнованиях. Тогда как сегодня в программе фестиваля доминирует уже настоящее кино. – Также в программе представлено много фильмов про детей, юных спортсменов, что является очень положительным моментом. И еще один важный аспект, о котором необходимо сказать, – это фильмы про спортсменов-инвалидов. Про людей, которые благодаря спорту не только преодолевают свой недуг, но и достигают совершенно фантастических результатов. Таких картин также немало в нашей программе. Так что, оценивая с этих позиций наш кинофестиваль, можно сказать, что те тринадцать лет, которые он уже существует, не прошли даром. Наш фестиваль приобрел достаточно серьезный вес в спортивном движении как внутри страны, так и на международном уровне. Мы уже конкурируем с фестивалями, которые существуют не одно десятилетие. Нам есть что вспомнить, есть что посмотреть и предложить зрителю. «Красногорский» по традиции собирает не только поклонников спортивного кинематографа, но и создателей фильмов из разных стран. Они приезжают, чтобы пообщаться, поделиться с коллегами и зрителями впечатлениями от того или иного фильма. Подлинные мастера своего дела, их всех объединяет настоящая, с годами становящаяся только крепче любовь к спорту.
– Человек придумал спорт, как игру, но в эту игру он играет очень серьезно и подчас отдает ей всего себя без остатка. Задача кинематографа заключается в том, чтобы запечатлеть для будущих поколений лучших атлетов – героев сегодняшнего дня, – поделился с корреспондентом «СВ» один из старейших российских спортивных операторов Константин Мирошников. – К сожалению, в мире еще очень часто используют кинематограф вторично, чтобы показать через какое-то время то, что уже болельщики однажды видели по телевизору. Другое дело – разложить спортивное действо, образно говоря, на атомы, чтобы каждое движение, каждый эмоциональный всплеск остановить, понять, изучить. Именно в таком ключе сняты лучшие картины «Красногорского».
Не может не радовать тот очевидный факт, что популярность спортивного кино в России неуклонно растет. Особенно, когда речь идет о подрастающем поколении. Очень важно, чтобы начинающие спортсмены, да и просто мальчишки и девчонки могли бы на кого-то ориентироваться, брать с кого-то пример, знать больше о своих кумирах и стремиться к высоким целям и результатам. Причем не только на спортивных площадках, но и в жизни. Осталось только дождаться, когда ленты-лауреаты «Красногорского» могли бы выходить если не в широкий прокат, то хотя бы на телеэкран.