Позже, став тренером, он привел родное «Динамо» к титулу чемпиона Беларуси, несколько лет возглавлял национальную сборную. О настоящем и будущем «игры миллионов», о прогнозах на новый сезон и выводах, которые следуют из сезона минувшего, с легендарным футболистом беседовал корреспондент «СВ».
– Некоторые прошлый сезон называют провальным для белорусского футбола, а какова ваша оценка?
– Выступление сборных команд в прошлом году действительно получилось не самым удачным, но вот с клубами ситуация несколько иная. В групповые этапы еврокубков – Лигу чемпионов и Лигу Европы – попали сразу две команды – БАТЭ и «Динамо» (Минск), чего раньше не было. Неплохо себя показал «Шахтер». Да, выступили не лучшим образом, но ведь за одного битого двух небитых дают. Игроки и тренеры получили ценный опыт. Гранды европейского футбола сегодня сильнее нас, но в спорте победа никогда не дается навсегда. Тем более что есть успехи в юношеском футболе. Команда ребят 1999 года рождения попала в элитный квалификационный раунд чемпионата Европы и в эти дни борется за выход в финальную стадию первенства континента со сборными Греции, Ирландии и Польши. Федерация постоянно думает о будущем национального футбола. В училище олимпийского резерва создана базовая юношеская команда. Более того, приглашены специалисты из футбольной академии «Аякса», которые помогают организовать тренировочный процесс. По их оценке, в команде много перспективных игроков, которые при определенном усердии могут вырасти в настоящих мастеров. Шаг вперед сделал и чемпионат страны: в рейтинге всех стран мира наш чемпионат занимает 38-е место. Это факт, несомненно, для нас хороший.
– Но у сборной нет значимых результатов.
– Как посмотреть! Объективный анализ показывает, что белорусский футбол прогрессирует. Вот факты только пяти последних лет. Во-первых, завоеваны бронзовые медали на молодежном чемпионате Европы. Во-вторых, наша олимпийская сборная была единственной из всех стран бывшего Советского Союза, которая пробилась на Олимпийские игры 2012 года. Да и вообще из полсотни государств Европы такого права добились только три страны (не считая Англии, которая принимала Олимпиаду), в том числе и Беларусь.
– От чего, на ваш взгляд, зависит успех в современном футболе?
– Факторов успеха три: материально-техническая база, тренер и система соревнований. Материально-техническая база у нас на уровне: и футбольный манеж имеем, и поля с подогревом, и поля с искусственным покрытием. Федерация достраивает собственный футбольный центр, где на сборе может одновременно находиться до 120 человек. В перспективе он даст существенную экономию средств, потому что любой сбор обходится в копеечку. Из этих трех факторов проще всего, конечно, изменить систему соревнований. Однако и здесь есть подводные камни. Несколько лет назад мы начали сокращать число команд в высшей лиге. К чему это привело? Сузилась база резерва нашего футбола, потому что каждый клуб в чемпионате играет четырьмя командами разных возрастов. Уменьшив число команд, мы тем самым 400 юношей, которые были задействованы в этих командах, вычеркнули из элиты. Просчет был из разряда стратегических, поэтому сегодня пытаемся ситуацию исправить. В этом году в чемпионате уже сыграет 14 команд, а потом дорастем и до 16. Критики много, в основном упирают на нехватку финансовых средств. Но стратегически это верные подходы, а финансовую поддержку нужно искать в том числе и на местах.
– А как обстоят дела с тренерскими кадрами?
– Хороший тренер – товар штучный, и мы их готовим в том числе и через образовательные программы УЕФА. Федерация подписала конвенцию УЕФА о признании тренерской квалификации, и с 2013-го на базе профильного специального или высшего образования мы имеем возможность готовить тренеров категории В, А и PRO, чьи лицензии признаются Европейской футбольной ассоциацией. За три года подготовлено около 40 тренеров.
– Но можно ведь идти и другим путем, приглашать игроков и тренеров из-за рубежа, давать им гражданство?
– Это палка о двух концах. Натурализовав игрока, скажем, в юношеском возрасте, никогда не знаешь, вырастет ли из него мастер. Да и со взрослыми игроками зачастую та же картина. Ну, натурализовали мы бразильца Брессана. Он съездил на Олимпиаду, и что дальше… В индивидуальных видах натурализация имеет смысл, но футбольную сборную так не соберешь. Фабио Капелло – великий тренер, но и он не может из российских игроков, которые в чемпионате нередко сидят на скамейке запасных, создать сильную команду. Уверен, наша перспектива – терпеть, но идти своим путем. С тренерами тоже не все однозначно. Мы пригласили главным тренером сборной немца Бернда Штанге. Он действительно изменил отношение общества к сборной: им обеспечили лучшие отели, правильное питание, хорошие условия для учебно-тренировочного процесса, активный маркетинг и хороший пиар. То есть Штанге показал, как нужно относиться к главной команде страны. И игроки ответили на такое отношение старательной игрой. Итог – 36-е место нашей сборной в рейтинге ФИФА. Хотя все относительно: если бы такие же условия имели его предшественники, кто знает, где была бы сборная тогда…
– Решается ли вопрос о том, чтобы белорусских футболистов как граждан Союзного государства в российских чемпионатах не считали легионерами, как это сделали в КХЛ?
– Пока ситуация не изменилась. Белорусская федерация готова приравнять в статусе белорусских и российских легионеров. Российский футбольный союз пока отказывается это сделать.
– В Беларуси стартовал новый футбольный сезон: разыгран Суперкубок, прошли игры очередной стадии Кубка страны, причем есть ряд довольно неожиданных результатов. Чего нынче можно ожидать от наших клубов и сборной?
– Неожиданные результаты говорят о том, что все команды настроены на серьезную борьбу. Однако, думаю, осенью тройка призеров останется прежней – БАТЭ, «Динамо» (Минск) и «Шахтер» (Солигорск). Возможно, конкуренцию им составит «Гомель». Надеюсь, и в сборной с новым тренером ситуация изменится…