Главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков, возглавлявший национальную команду страны с 1991 года, уже подал в отставку со своего поста. Ушел достойно. Молча. Не дав журналистам ни единого комментария по поводу своего решения. Хотя мог бы, наверное, сказать такое, после чего кое-кому тоже пришлось собираться с вещами на выход.
Но – зачем? Зачем швырять еще один поганый камень в свой же родной огород, в который и так уже летят со всех сторон разные «душистые» ошметки. Вслед за Валентином Маслаковым о своей возможной отставке заговорил уже президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев: «Если потребуется моя отставка, я на это пойду. С точки зрения сохранения здоровья это был бы оптимальный вариант сказать: «Ребята занимайтесь этими проблемами сами». И закрыть за собой дверь. Но я не хочу оставлять все эти дела кому-то в наследство». Позиция также вполне достойная. При этом, правда, Балахничев оговорился, что начинать надо не с него.
«Заканчивать, может, мною, но начинать точно не с меня», – подчеркнул президент ВФЛА. Напомним вкратце, с чего заварилась вся каша. Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) обвинило в нарушении антидопинговых правил сразу нескольких отечественных мастеров спортивной ходьбы. Причем в черный список угодила не какая-нибудь там плотва из второго эшелона, а самые что ни есть звезды, победители и призеры чемпионатов мира и Олимпийских игр. Одни фамилии чего стоят – Владимир Канайкин, Валерий Борчин, Ольга Каниськина, Сергей Кирдяпкин, Сергей Бакулин. Еще вчера им пели дифирамбы, называли спортивной гордостью страны. А теперь все они дисквалифицированы – Владимир Канайкин пожизненно, Валерий Борчин на восемь лет, Ольга Каниськина, Сергей Кирдяпкин и Сергей Бакулин – на три года и два месяца каждый.
Известие об их дисквалификации повергло многих болельщиков в состояние шока. Все-таки в том, что касается легкой атлетики, спортивная ходьба была визитной карточкой России. Нашим победным брендом. А теперь вдруг выясняется, что бренд был картонным, да еще и с аптечным душком. «Нас не может не беспокоить то, что происходит во Всероссийской федерации легкой атлетики. Сложившаяся в ВФЛА ситуация идет вразрез с нашей государственной антидопинговой политикой, для выстраивания которой мы сделали очень много. Причем при постоянной поддержке наших партнеров – Всемирного антидопингового агентства и Международного олимпийского комитета», – заявил министр спорта России Виталий Мутко. Самое примечательное в этой скандальной истории, что спортсмены пострадали не за сиюминутные свои проступки, когда в пробирках с их пробами обнаружилась запрещенная гадость. Нет. Российских ходоков догнали грешки из прошлого – двух, трех и даже пятилетней давности, начиная аж с 2009 года.
Причиной наказания стали аномальные отклонения показателей крови в «биологических паспортах» ходоков. Точнее, в так называемом гематологическом модуле. «Мы проводили исследования. Это долгий серьезный процесс. И на основании данных биопаспортов было вынесено решение», – пояснил исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев. Если спортсмены на самом деле принимали запрещенные препараты, то, скорее всего, делали это во внесоревновательный период, но шила в мешке утаить не удалось. Некоторые результаты дисквалифицированных спортсменов уже аннулированы, но речи о лишении их олимпийских наград пока не идет. Любые решения по поводу медалей – это компетенция организаторов соответствующих соревнований. В случае с Олимпиадой это МОК. Бесспорно, бороться с допингом обязательно нужно. Но как бы еще сделать так, чтобы результаты этой борьбы не превращались в некий шоу-скандал, дискредитирующий, как в случае с ходоками, всю российскую легкую атлетику.