И не просто скандал, когда в чьей-то пробирке с анализами нашли запрещенную кодексом ВАДА гадость. Волну на сей раз поднял документальный фильм на тему фармакологии в российском спорте.
А началось все с того, что известный немецкий канал показал документальный фильм с откровениями не очень известной российской бегуньи Юлии Степановой, которая, ничтоже сумняшеся, утверждает, что ее бывшие коллеги по сборной России едва ли не поголовно употребляют запрещенные препараты. Почему бывшие? Потому что Юлия сама в прошлом году была дисквалифицирована по причине «отклонений показаний крови» в ее биологическом паспорте. Для пущей убедительности спортсменке вторит ее муж, некоторое время работавший в Российском антидопинговом агентстве (РусАДА). Правда, смущает, что впервые о безобразиях в команде легкоатлетов он узнал не на службе, а со слов жены. При этом пытается уверить всех, что был в агентстве не на последних ролях.
Не хотелось бы путать спорт с политикой, но уж очень вовремя появился сей немецкий фильм. Он очень ладно вписывается в стройный хор многочисленных (откуда их столько повылезало) «друзей» России. Хотя по самому большому гамбургскому счету ничего такого уж сенсационного главные герои фильма не открыли. Или мы не знаем, что спортсмены систематически попадаются на допинге? Попадаются. Причем не только российские. Спортивные статистики и простые любители устали вносить задним числом уточнения в протоколы топовых турниров после очередного разоблачения.
Допинговые скандалы с регулярностью показа мыльных опер сотрясают велоспорт, плавание, биатлон, лыжи, легкую атлетику и другие, в основном циклические и силовые виды спорта. Так, буквально одновременно с разоблачениями немецких киношников на сайтах мировых агентств прошла информация, что польская полиция обнаружила 200 граммов амфетамина в машине, в которой ехали боксеры Мариуш Вах, Камил Лащик и тренер Петр Вильчевский. При этом СМИ напоминают, что в 2012 году Вах проиграл украинцу Владимиру Кличко в титульном бое в Гамбурге. После боя допинг-проба поляка дала положительный результат, и он был лишен немецкой федерацией боксерской лицензии на год. И вот, похоже, повторение пройденного…
Не так давно закончились многолетние разборки вокруг дела самой титулованной конькобежки мира (кстати, немки по национальности) Клаудии Пехштайн. В Италии продолжается следствие по факту употребления допинга олимпийским чемпионом 2008 года в спортивной ходьбе на 50 километров Алексом Швацером.
Возвращаясь к фильму о допинговых злоключениях российских легкоатлетов, можно добавить, что хотя разбор полетов только начинается, некоторые головы уже полетели. Отправлен в отставку директор антидопингового департамента Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) Габриэль Долле, приостановлено членство в ИААФ председателя ВФЛА Виктора Балахничева. Заявлено, что свое расследование начали ВАДА (Всемирное антидопинговое агентство) и РусАДА. Словом, все как всегда: одни убегают, другие их ловят. Хотя не все: шуму больше, чем обычно. Но разбирательства пройдут, шум уляжется. Как уже было не однажды…
Р. S. Во время просмотра немецкого фильма, с которого, собственно, и заварилась вся каша, не покидает ощущение, что тебе пытаются втюхать банальную заказуху. Автор, похоже, сам того не замечая, выдает себя с головой уже во вступительной части фильма. Вот подстрочный перевод звучащего за кадром авторского текста: «Вскоре после окончания Олимпиады, на которой самая большая страна мира выиграла медальный зачет, на мою электронную почту пришло много писем, – вещает немецкий документалист. – В Сочи я сделал свой первый репортаж о проблеме допинга в России. И вот теперь люди анонимно сообщают мне о куда более странных случаях в российском спорте. Одно письмо, из Москвы, особенно обращает на себя внимание. Письмо от Виталия Степанова и его жены Юлии…»
Победный триумф сборной России на сочинских Играх для многих за бугром, как кость в горле. До сих пор икают, не могут проглотить. Задача простая, как дважды два. Любыми средствами, при любой комбинации, как говорил старик Мюллер, бросить на российский спорт тень допингового мракобесия. Особенно сейчас – в такой конъюнктурно выгодный политический момент. Остальное – дело техники. Приехал киношник в Москву, собрал толпу обиженных, дисквалифицированных – и рекой хлынул в камеру поток сенсационных откровений. Обыкновенная история, в общем. Отомстить, насолить – знаем, проходили, и не раз. Интересно другое: они, обиженные эти, задарма откровенничали, по идейным типа мотивам? Или все же поимели от создателя какой-нибудь гешефт?
По большому счету, обсуждать пока нечего. Пусть МОК и ВАДА проведут сначала свое расследование, тогда и поговорим. Если будет о чем разговаривать…