Исполком УЕФА принял решение запретить с 1 января 2015 года футбольным клубам Крыма участвовать в любых соревнованиях, организованных Российским футбольным союзом (РФС). Прежде всего речь идет о запрете играть в чемпионате России.
В этом вердикте вышей футбольной инстанции Старого Света много непонятных моментов, вызывающих вопросы. Главный из них – почему чиновники УЕФА, хранившие молчание почти четыре месяца, спохватились только сейчас? Какая муха и куда их укусила?
Напомним, что бюро исполкома РФС еще 31 июля нынешнего года утвердило выступление трех команд – СКЧФ (Севастополь), ТСК (Симферополь) и «Жемчужины» (Ялта) в первенстве России в сезоне-2014/15, и вскоре крымские клубы стартовали во втором дивизионе зоны «Юг». То есть крымчане уже несколько месяцев играют в чемпионате России, причем ранее УЕФА не запрещал проведение этих матчей. А запрет появился только на днях.
Дальше – начинается сплошная казуистика. По словам генсека УЕФА Джанни Инфантино, без согласия УЕФА и Федерации футбола Украины (ФФУ) Российский футбольный союз не будет иметь права проводить турниры на территории Крыма. Кроме того, Крым признан «специальной зоной», в которой развитием футбола и финансированием футбольных проектов будет заниматься исключительно УЕФА. Что это за зона рисуется в воображении чиновников – непонятно. В уставе и регламенте УЕФА ни о каких таких зонах (рука чешется приписать «строго футбольного режима») не упоминается вообще. Плюс ко всему – УЕФА не намерен заниматься и организацией какого-то отдельного чемпионата Крыма по футболу. На вопрос, появится ли у крымских клубов возможность выступить в еврокубках, последовал ответ, что на место в розыгрыше Лиги чемпионов и Лиги Европы могут претендовать только те клубы, которые представляют федерацию, входящую в состав УЕФА. Понятно, на какую федерацию намек. Разумеется, не российскую. Какое аккуратное выкручивание рук. Интеллигентная пытка на дыбе. Хорошо, допустим – только допустим, – что Россия вдруг даст слабину и позволит крымским командам вернуться в состав ФФУ. В таком случае клубам из Севастополя, Симферополя и Ялты придется играть матчи на выезде, в том числе и во Львове, где недавно «очень тепло» принимали «Шахтер». А ведь с клубами и болельщики ездят на игры. Готовы чиновники УЕФА, продавившие запретный вердикт, взять на себя персональную ответственность за все последствия подобных матчей? Уверен, нет. Боюсь, что о таком развитии событий в жанре буйного триллера они даже и не задумывались. Главное для них – всегда держать нос строго по ветру. Ветру политическому в данном случае.
Любопытный момент. В двадцатых числах ноября в Киеве с визитом побывал президент УЕФА Мишель Платини и встречался там с Петром Порошенко. По сведениям из хорошо информированных источников, Платини в столицу Украины приезжал специально для того, чтобы убедить украинское политическое и футбольное руководство в необходимости признать право крымских клубов играть в чемпионате России. И даже пообещал украинцам определенные преференции в случае их согласия. Но, видимо, не только в украинском руководстве, но и в окружении Мишеля Платини есть люди, которые не заинтересованы в том, чтобы крымский футбольный вопрос решился в пользу… РФС, скажем так.
К сожалению, Мишель Платини, при всем его авторитете, один ничего еще не решает. Вердикты, подобные крымскому, на исполкоме УЕФА принимаются коллегиально. Они суть продукт коллективного творчества. Очень удобная ширма, чтобы размазать, как масло по бутерброду, ответственность за принимаемые решения. Пусть даже самые спорные. Ведь, заарканив своим запретом крымские клубы, УЕФА тем самым пошел наперекор собственному основополагающему постулату – развивать футбол в Европе. Запрет если не убивает совсем, то замораживает на неопределенное время профессиональную футбольную активность на полуострове. Опускает ее градус ниже точки замерзания. Какое уж тут развитие.
В том, что решение УЕФА по крымским клубам противоречит интересам футбола, не сомневается министр спорта России Виталий Мутко. По его мнению, УЕФА, запрещая крымским клубам играть, «убивает профессиональный футбол». «Где им играть? В Украине они не могут играть, в России не могут играть. И что же тогда делать и любителям футбола, и футболу?» – задается резонным вопросом министр. При этом, правда, по его словам, другого решения УЕФА в данной ситуации вынести не мог. «Потому что у них есть устав, в котором прописаны свои принципы и правила», – констатировал Виталий Мутко. В то же время он выразил убежденность, что Россия может самостоятельно справиться с развитием как детского футбола, так и футбола в целом в Крыму.
Гораздо более жесткую оценку вердикту УЕФА дал один из тех футбольных функционеров, кого запрет затрагивает самым непосредственным образом, – спортивный директор ялтинской «Жемчужины» Александр Яцун. «Если все описанное в решении УЕФА действительно будет реализовано, то мы не просто окажемся в глубоком нокдауне. Можно будет смело констатировать смерть крымского футбола, по крайней мере легального», – считает спортивный директор ялтинского клуба. И не только он один, надо заметить.
Остается надеяться, что УЕФА не будет дожидаться, пока ситуация с профессиональным футболом в Крыму действительно дойдет до ручки, успеет ударить по тормозам и внесет коррективы в свой запретительный вердикт. А то и отменит его вовсе.