Моторы болидов «Формулы-1» ревут не в далеких странах, а в России. В Сочи.
Победителем первого в истории российского Гран-при стал британец Льюис Хэмилтон из команды Mercedes. На финише действующий лидер личного зачета почти на двадцать секунд опередил партнера по команде немца Нико Росберга. Третьим стал финн Валттери Боттас из Williams.
Одним из первых победителя и призеров сочинского этапа королевских гонок поздравил Владимир Путин. Чуть позже на торжественной церемонии награждения Президент России вручил Льюису Хэмилтону чемпионский кубок.
Второй день подряд британский пилот пребывал в великолепном настроении. Еще накануне, одержав победу в квалификации, что дало ему право стартовать с первой позиции в основной гонке, он делился своими впечатлениями о Сочи, сочинском автодроме и вообще о России и не скрывал при этом восторженных эпитетов: «За эти дни я влюбился в Россию, в которой никогда еще не был. Москва – очень красивая, в ней много прекрасных старинных зданий. А Сочи – просто отличное место. Море, горы, солнце – все, что надо для того, чтобы провести здесь выходные или отпуск. Думаю, что обязательно сюда еще приеду, не гоняться, а отдохнуть – от моего дома до Сочи всего несколько часов лета. Надеюсь, этот Гран-при станет только началом по-настоящему позитивных отношений между «Формулой-1» и Россией».
Эти бы слова Хэмилтона да в уши тем политическим ястребам, которые в санкционном угаре не просто предлагали, скорее, требовали отнять у России этап Королевских гонок. Брюзгливые пропахшие нафталином людишки. Забудем о них, чтобы не портить себе настроение. Их нет. Они – на Луне…
Гонки «Формулы-1» стали настоящим праздником. И погода выдалась под стать – на небе ни единого облачка. Жарит солнце. А в каких-то двух сотнях метрах от автодрома ласково шумит, перекатывая волны, Черное море. Сказка, и только.
Трибуны сочинского автодрома были битком. Пятьдесят пять тысяч билетов, поступивших в продажу, болельщики смели за несколько дней. Притом что самый дешевый билет в так называемую зону свободного размещения стоил пять тысяч рублей. Болельщики приехали со всей России. Для многих в этот день сбылась мечта, бередившая их с самого детства, – не по телевизору, а своими глазами, живьем увидеть гонки самых быстрых болидов в мире.
Путь Королевских гонок в Россию получился долгим и извилистым. Еще в 1982 году руководитель «Формулы-1», формулический папа Берни Экклстоун встречался с Леонидом Брежневым. Казалось, обо всем тогда договорились. Но после смерти генсека в том же году договоренности отложили в очень долгий ящик.
Новая попытка оживить российский проект предпринималась в девяностые годы. В качестве места проведения гонок предлагались, поочередно, то Тушино, то Пулково, то вообще Ярославль. Но дальше словесных деклараций дело не двинулось. История получила продолжение уже в ХХI веке. И в 2010 году наконец договорились, что гонки состоятся в Сочи.
Болельщики, побывавшие в Сочи в феврале на Олимпийских играх, а теперь приехавшие сюда на «Формулу-1», говорили, что атмосфера, царившая на гонках, удивительно напоминала олимпийскую. По духу. По праздничному настроению.
Настроение болельщиков поднялось бы еще выше, если бы Даниил Квят промчался быстрее по сочинской трассе. И предпосылки были. В квалификационном заезде Даниил показал свой лучший результат в карьере, заняв пятое место. Министр спорта России Виталий Мутко, напутствуя Даниила перед стартом, пообещал, что, если он и в гонке попадет в первую пятерку, сразу получит звание «Заслуженный мастер спорта». Увы, не сложилось.
Борьба на трассе с самого старта развернулась нешуточная. Максимальная скорость, которую можно развить на сочинской петле, – 320 км/ч. Но прокатиться со свистящим в ушах ветерком можно только на нескольких прямых участках. Самый длинный – 650 метров. А на поворотах, которых здесь восемнадцать, гонщикам приходилось сильно сбрасывать обороты двигателей. Тем не менее средняя скорость все равно впечатляла – 215 км/ч. Взлетный разгон боевых самолетов-истребителей.
К сожалению, у Даниила Квята проблемы начались уже на первом круге. Потом выяснится – техники не угадали с резиной. В итоге Квят приехал на финиш только четырнадцатым. Даниил был расстроен: в родных стенах ему очень хотелось показать более высокий результат.
Обидно, но не фатально. Сочинская биография Королевских гонок только начинается. И ровно через год здесь же на гоночной петле в Олимпийском парке у Даниила Квята будет шанс на полном форсаже въехать на призовой подиум. Гонки «Формулы-1» на сочинском автодроме отныне будут проводиться ежегодно. И, возможно, даже станут ночными. Если это случится, то сочинская трасса станет третьей на планете, вместе с Бахрейном и Сингапуром, где королевские болиды соревнуются по ночам.