Кильки в томате не предлагать
В преддверии старта отборочных матчей чемпионата Европы по футболу 2016 года УЕФА приготовил миллионам и миллионам болельщиков, которые рассчитывают наблюдать игры по телевизору, неприятный сюрприз.
Настораживающую эту новость сообщил на пресс-конференции министр спорта России Виталий Мутко. Стоит добавить, что чуть ранее появилась информация, согласно которой «Первый канал» и ВГТРК, несмотря на все усилия, пока так и не могут договориться с УЕФА об условиях трансляций матчей сборной России в отборочном цикле чемпионата Европы 2016 года. «Я, как и многие российские болельщики, озабочен тем, что до сих пор не достигнуты договоренности о показе матчей отборочного турнира ЧЕ-2016 на российском телевидении», – признался Виталий Мутко.
По словам министра, проблемы в первую очередь связаны с коммерческой стороной вопроса. Дело в том, что с УЕФА начал работать новый партнер. Тендер на продажу телеправ на показ футбольных матчей ЧЕ-2016 выиграла американская компания CAA Eleven. Ранее продажей прав занимался сам УЕФА. Новый партнер выставил национальным футбольным федерациям определенные финансовые условия. Так, например, согласно этим условиям, отборочные матчи первенства континента и непосредственно сам финальный турнир чемпионата Европы являются теперь единым телевизионным продуктом. «Новый партнер УЕФА с первых же шагов хочет заработать сразу и много. Поэтому и назначил цену на трансляции в разы выше, чем обычно. Наши каналы не хотят платить за футбол такие большие деньги», – констатировал Виталий Мутко.
Вообще, это, конечно, нонсенс – мешать в одном флаконе отборочный матчи и финальный турнир. Напоминает советскую практику продажи дефицитных товаров с нагрузкой. Когда к батону сырокопченой колбасы прилагалось пять банок кильки в томате. Не хотите – не берите. Так и здесь. «Мы знаем, как дороги телевизионные права на футбол в Европе и в мире, – сказал Виталий Мутко. – В России этот вид спорта имеет совсем другую стоимость. Но компания, которая продает права, не хочет вникать в нашу ситуацию и снижать цену».
Впрочем, бить в набат пока рано. Более того, эксперты не сомневаются, что российские болельщики все-таки увидят по телевизору отборочные матчи национальной команды. А ведущие российские телекомпании смогут договориться о трансляциях игр. В этом, в частности, убежден глава телекомпании «Телеспорт», бывший коммерческий директор Российского футбольного союза (РФС) Петр Макаренко. По его словам, ВГТРК и «Первый канал» сами, без участия посредников ведут переговоры о показе отборочных матчей сборной России. И вероятность, что российские болельщики не увидят матчи национальной команды по телевизору, можно оценить как близкую к нулю. «В аналогичной ситуации сейчас находятся не только российские, но и ряд европейских телекомпаний. Думаю, что в скором времени все вопросы будут улажены», – выразил уверенность Макаренко.
Будем надеяться, что вопросы и правда будут улажены и интересы миллионов и миллионов болельщиков не пострадают. В конце концов практика, когда во главу угла ставится коммерческий интерес, противоречит основополагающим принципам УЕФА, который ратует за дальнейшее развитие и популяризацию футбола в масштабах всего континента. Зачем же сейчас изменять своим принципам. Ради чего? К тому же, насколько помнится, УЕФА на недостаток средств никогда не жаловался.