САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Спорт

Автор Герман МОСКАЛЕНКО

Игра на форсаже

Редкий игровой вид спорта как в России, так и в Беларуси  по количеству медалей, завоеванных на международных турнирах, может сравниться с мотоболом

Российский и белорусский мотобол в Европе – безусловные лидеры. Достаточно вспомнить, что сборная России с 1992 года 16 раз становилась чемпионом Европы, причем в 2006-2012 годах – семь раз подряд. Какой еще российский командный вид может похвастаться такими успехами?
    
И если кто-то думает, что остальные сборные на континенте  намного ниже уровнем, то сильно ошибается: борьба за титул чемпиона Европы на мотобольных полях каждый год идет нешуточная. Сборные Франции, Германии, Украины, Литвы – отнюдь не мальчики для битья, что показал, например, турнир 2013 года, в котором победила немецкая команда.
    
Титул чемпиона и вице-чемпиона Старого Света не раз завоевывала и сборная Беларуси: в 2004 году она была лучшей, семь раз становилась второй, причем в 2007-2010 годах завоевывала «серебро» четырежды подряд. К тому же бессменный капитан пинского «Автомобилиста» и сборной Беларуси Антон Власовец – лучший бомбардир чемпионатов Европы за всю их историю.
    
Признанием белорусского мотобола, безусловно, может служить и тот факт, что первый чемпионат Европы в 1986 году прошел в Пинске, где создан и функционирует один из лучших, по оценкам специалистов, мотобольных комплексов в Европе.
    
Хотя и проблем хватает. В советские времена в чемпионате Беларуси играли двенадцать клубов, а сегодня осталось четыре. Впрочем, такая же картина и у соседей. Если в бывшем СССР – от Бреста до Владивостока – в мотобол играли сотни команд, а в чемпионате Советского Союза в разных лигах были представлены все республики, то сегодня в большинстве из них мотобол просто умер. Кроме России и Беларуси он сохранился только на Украине и в Литве. Причем говорить о его процветании не приходится. Скорее о выживании. И не потому, что этот вид спорта не пользуется популярностью у зрителя: в Видном, Коврове, Лунинце или Пинске на играх всегда аншлаги. Проблемы в другом. Мотоциклы для мотобола – импортные и стоят недешево, как хорошее авто среднего класса. Плюс постоянное и также недешевое обслуживание, а по окончании сезона – обновление, так как техника изнашивается быстро. Именно ремонт и покупка мотоциклов – основная (и внушительная) статья расходов для любого клуба.
    
В Беларуси игровые виды спорта поддерживаются государством. Но в 2013 году мотобол в их перечень почему-то не попал. Возможно, если смотреть на него как на профессиональный спорт, то такой подход логичен. Но кроме спортивной он выполняет и очень важную социальную роль: почти все команды и клубы занимаются с детьми и содержат молодежные команды. При этом в технические секции – мотокросса, картинга, мотобола – приходят, как правило, наиболее активные подростки, так как технические виды спорта позволяют им реализоваться в полной мере, дисциплинируют. Через месяц-другой, говорят ветераны, ершистый новичок меняется буквально на глазах, ведь спорт учит быть организованным, управлять своими эмоциями. Мотоспорт, и мотобол в частности, – также отличный способ отвлечь подростков от улицы, спасти жизнь тем юношам, которые бездумно гоняют на мотоциклах по ночам и нередко гибнут на дорогах. А в проекции на будущее – и хорошая жизненная перспектива: многие парни, которые занимались мотоциклетным спортом, обладая широкими техническими познаниями, успешно окончили вузы по автоспециальностям и нашли себя во взрослой жизни. Таких примеров не перечесть.
    
Сегодня центр белорусского мотобола – это Полесье, города Пинск и Лунинец. За сорок последних лет лишь считаные разы чемпионом Беларуси становилась команда из какого-то другого города. Как правило, в каждом чемпионате главная интрига остается неизменной: кто на этот раз будет первым в многолетнем противостоянии Лунинца и Пинска?
    
С историей этого вида спорта на Лунинетчине меня познакомил директор спортивного мотобольного клуба «Лунинец» Александр Бабич. Начинался мотобол в городе в далеком 1967 году, когда группа местных энтузиастов – Адам и Иван Пилевичи, Николай Суворов и Михаил Конопацкий – создала в этом относительно небольшом городе команду «Ракета». Начиная с 1970 года «Ракета» пять раз подряд становилась чемпионом БССР, а также обладателем Кубка Белоруссии 1971 года. Несколько раз поменяв название и  ведомственную принадлежность, команда уже под именем «Лунинец» существует и сегодня. Дело учителей-основателей здешнего мотобола, который является одной из ярких визитных карточек города, продолжает Александр Бабич, в недавнем прошлом игрок и главный тренер сборной Беларуси, один из тех, кто поднял белорусский мотобол на победный международный уровень. В самом Лунинце Александр Николаевич, который более тридцати лет выводил местную команду на поле, будучи и игроком, и тренером, а сегодня еще является и директором мотобольного клуба «Лунинец», и вовсе человек-легенда.
    
– Клуб «Лунинец» постоянно среди лидеров чемпионата Беларуси, – сказал он в беседе с корреспондентом «СВ». – В 2010-2012 годах были победителями, в прошлом году заняли второе место. Также три года подряд мы выигрывали Кубок Беларуси, в 2013 году уступили лишь в финале. Основные проблемы, конечно, финансовые, связанные с нехваткой средств на обновление технической базы. Кроме того, есть клубы, которые могут предложить игрокам более выгодные условия, и некоторые спортсмены уходят. Тем не менее мы держим планку. Костяк команды – игроки сборной Беларуси, старожилы клуба Александр Калютич и Вячеслав Лемешевский, а также более молодые лидеры – Александр Лужанин и Сергей Казун.
    
И в этом сезоне сдаваться на милость победителя лунинецкие мотоболисты не собираются. Упорно готовятся к любой игре, ведь каждый матч – это праздник для всего города. В столице мотобола по-другому и быть не может.
 
Из досье «СВ»
Мотобол зародился в конце 20-х годов прошлого века во Франции. Играют команды на поле размером с футбольный газон, однако с небольшими различиями в разметке – отсутствует центральный круг, а площадь ворот не прямоугольная, а полукруглая. Покрытие поля обычно – гаревое или асфальтовое. Асфальт немного присыпают песком для улучшения маневренности мотоциклов. Мяч значительно больше футбольного. Его диаметр – 40 см. В каждой команде пять человек – вратарь и четверо полевых на мотоциклах.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также