Ледовые мелодии Чаковской
Олимпийский турнир фигуристов в сочинском дворце «Айсберг» со всей очевидностью показал, что российские спортсмены вернули себе лидирующие позиции в этом виде спорта
Каждая из них внесла свой вклад в становление отечественной школы фигурного катания, а вместе они воспитали несколько поколений олимпийских и мировых чемпионов разных лет. Зарубежные специалисты считают, что из этой тройки невозможно выделить лучшего наставника, но сами спортсмены говорят об уникальности, прежде всего, Елены Чайковской.
Она и в самом деле являет собой образец стиля и высочайшего художественного вкуса. Елена Анатольевна окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа, после чего связала свою жизнь с фигурным катанием. «У меня профессия, которой раньше в мире не было, - пишет Чайковская в своей книге «Шесть баллов». - Я - тренер. Такого слова во многих языках мира нет. И даже в русском языке оно - применительно к нам, тренерам - является неточным. Это слово лишь частично отражает ту насыщенность, ту емкость понятия, которые скрываются за ним... Чем больше и дольше работаешь, чем выше поднимаются твои ученики, чем больше характеров и судеб пропускаешь через себя, тем больше понимаешь, в какие глубины профессии погружаешься, как много она требует, и на какие маленькие радости и большие заботы обрекает».
Про Елену Анатольевну чаще всего говорят так: ослепительная женщина, источающая тонкий аромат французских духов. Но это только «фасад», за которым скрывается кропотливый изнурительный труд наставника очень разных и весьма строптивых фигуристов, когда миллиметр за миллиметром, шаг за шагом оттачиваются элементы выступлений. «Все видят минуты тренерской радости, - сказала Чайковская в одном из недавних интервью, - но никто не видит тренерские слезы. И в этой фразе нет никакой рисовки. Есть только суровая тренерская жизнь, когда проводишь на льду по двенадцать часов. Когда даже ночью слышишь музыку и поднимаешься, чтобы записать мелькнувшее во сне «па». Когда каждый день - борьба. Не против, а за - за свой стиль, за свое видение спорта и искусства, за своих учеников...»
При этом буквально все воспитанники Елены Анатольевны отмечают ее, мягко говоря, непростой характер. К примеру, чемпионка мира Мария Бутырская, которая занималась в группе Чайковской, признавалась, что требовательность, а иногда, жесткость тренера заставляли ее плакать от обиды. «Она очень разная, - считает Бутырская. - Нетерпеливая, добрая, злая, великодушная, как любой неординарный человек. И говорить о Елене Анатольевне однозначно нельзя. Кроме, конечно, того неоспоримого факта, что она – выдающийся тренер. Главное, что она умела подводить нас к пику форму именно в тот момент, когда это было необходимо. Между собой мы так и звали Чайковскую – ПИКовая дама...»
Ее самыми знаменитыми учениками были Людмила Пахомова и Александр Горшков, которые сумели стать победителями Олимпиады-1976 в Инсбруке. Позже такого же успеха добилась еще одна танцевальная пара, тренировавшаяся у Елены Анатольевны. Речь идет о Наталье Линичук и Геннадии Карпоносове, которые первенствовали на Играх-80 в американском Лейк-Плэсиде. Было у Чайковской и множество других воспитанников, каждый из которых добивался успехов на крупнейших международных турнирах. «Я знаю, как она любит своих учеников, обожествляет их, - сказала о Елене Анатольевне ее подруга и соперник на тренерском поприще Татьяна Тарасова. - Недостатки молодых фигуристов она умеет превращать в достоинства. Между прочим, такой дар - тоже одно из великолепных тренерских качеств, которым обладают немногие».