Только имя да народная любовь
На сегодняшний день, кажется, это все, что осталось за душой у московского «Спартака
Да любовь миллионов болельщиков, от мала до велика, по всей огромной России. От Калининграда до Владивостока нет такого места, где бы не болели за «Спартак». Но сути дела даже это не меняет, увы.
В наше время, чтобы оставаться на плаву, помимо всего прочего, нужны еще и деньги. А вот с этой компонентой спортивного благополучия у «Спартака» как раз напряг. Последние лет двадцать клуб живет с затянутым туго поясом. Густо в кошельке у красно-белых не бывает никогда. Зато пустота в закромах образуется регулярно.
Проблема наличности в клубной казне достигла на минувшей неделе масштабов просто катастрофических, само существование клуба с величайшими традициями оказалось под угрозой. Центробанк РФ в рамках развернувшейся большой кампании по зачистке кредитно-финансовой поляны от ненадежных элементов отозвал лицензию у Инвестбанка – главного и, по сути, единственного кормильца красно-белых. Роковое для «Спартака» событие случилось в пятницу 13 декабря. Поневоле начнешь верить в дьявольские приметы.
Вообще-то «Спартаку» не привыкать заглядывать в бездну. Клуб жил не тужил в советское время, когда его трепетным щедрым опекуном был московский Автокомбинат №1. Из профсоюзников спартачи тогда слыли самыми зажиточными, по крайней мере, в Москве. А вот потом – началось.
В конце девяностых даже базу свою – трехэтажный уютный домик рядом с футбольным манежем в Сокольниках – продали, чтобы рассчитаться с кредиторами. Бедность – не порок, но штука крайне неприятная. Чреватая большими неприятностями, как говаривал Николай Николаевич Озеров. Временами спартаковский корабль нещадно штормило. Нужда накрывала его с головой, то смывая клуб в первую лигу, то вышвыривая безжалостно на берег. Осенью 2006 года из-за проблем с финансированием «Спартак» снялся с чемпионата страны вообще. И год команды мастеров с таким названием просто не было. Именно тогда на помощь клубу пришли банкиры. И «Спартак» воскрес, как феникс из пепла. И вот снова – сильнейший удар.
Главная беда, что, несмотря на все словесные прожекты, звучащие из года в год, хоккей в России так и не сделался бизнесом. И сделается ли им вообще – вопрос. Может быть, когда-нибудь… Пока же команды существуют на спонсорские деньги. И если у инвестора случаются вдруг проблемы, они мгновенно отражаются и на клубе, который он опекает. По пальцам одной руки, пожалуй, можно сосчитать команды, над которыми не капает и не закапает в ближайшие годы, по крайней мере. Остальные все – во власти своих спонсоров. Спонсоры – те тоже в чьей-то власти. И «Спартак» уже не в первый раз попал под эти жернова.
Как будет развиваться ситуация, не знает, похоже, никто. Вариантов море. От того, что уже завтра в клуб придут новые серьезные инвесторы, до повторения истории 2006 года. Или – того хуже. «Сейчас сложно представить, какие будут последствия, – вздыхает двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин. – Команда и без того была далеко не самой обеспеченной в чемпионате, а сейчас положение может стать просто катастрофическим. Но, думаю, КХЛ заинтересована в сохранении такого клуба, потому что «Спартак» – это великая история и традиции». Вице-президент Континентальной хоккейной лиги Владимир Шалаев, комментируя ситуацию со «Спартаком», дал понять, что КХЛ не останется в стороне. По его словам, «Спартак» может официально разъяснить КХЛ происходящее либо обратиться в лигу за помощью: «Разумеется, мы сами собираем информацию о ситуации в клубе, но никаких официальных заявлений от «Спартака» в КХЛ пока не поступало».
На фоне невеселых событий в Сокольниках вновь стали раздаваться разговоры о том, что «Спартак», возможно, переедет в Сочи. Дескать, в Москве и так перебор с хоккейными клубами. А в Сочи под Олимпиаду построена вся инфраструктура. Прекрасные ледовые дворцы. «Будет обидно не использовать удобные сочинские арены. Может быть, и в самом деле туда переедет какой-нибудь московский клуб», – сказал президент КХЛ Александр Медведев еще в июне нынешнего года. Клуб конкретно он не назвал, но многие уже тогда подумали на «Спартак».
И тут – такой момент. И сочинская тема зазвучала вновь. В СМИ уже пишут, что в случае переезда все в принципе останется как есть – и название историческое клуб сохранит, и легендарный ромбик на форме.
Сочи – край благодатный, конечно. Солнце. Море. А под Олимпиаду он и вовсе превратился в город-сказку. Знай себе играй да жизни радуйся. Но…
Помните, что сказал Евгений Зимин? «Спартак» – это великая история и традиции. Традициям корни нужны. А корни «Спартака» в Москве. В Сокольниках.