Олимпийское сияние на полюсе
Организаторы эстафеты олимпийского огня Сочи-2014 обещали удивить весь мир. И – удивили. Священное пламя, зажженное от солнечных лучей в Древней Олимпии, впервые в истории побывало на Северном полюсе.
Подробности ледовой эпопеи на вечно заснеженную макушку планеты стали известны несколько позже. После того, как факелоносцы-полярники с чувством выполненного перед олимпийской историей долга вернулись домой переполненными незабываемыми впечатлениями.
К макушке планеты участников эстафеты и сам олимпийский огонь доставил самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы». Длина корабля – 159 метров. А водоизмещение стального гиганта, чье строительство, с перерывами, продолжалось на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге более семнадцати лет, составляет 25 840 тонн.
За свою ледовую биографию российскому атомоходу десятки раз приходилось прокладывать путь во льдах арктическим караванам, в том числе и с ценным грузом. Но чтобы везти на борту главный символ Олимпийских игр – это впервые. Во время путешествия олимпийский огонь находился в специальной каюте, а сам ледокол оформили в официальном фирменном стиле эстафеты «Сочи-2014».
В ледовом олимпийском проекте участвовали представители восьми арктических держав – Канады, США, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции, Исландии и, конечно, России. В составе эстафетной команды были люди, которые либо сами в свое время выступали на Олимпийских играх, либо посвятили свою жизнь исследованию Арктики.
Экспедиция явилась событием действительно уникальным. Тем более что сам рейс ледокола с олимпийским огнем стал самым поздним в истории плаваний на Северный полюс. На подобное путешествие не решались даже опытные мореплаватели. Покорять вершину мира в это время года – задача не из легких, но только не для участников эстафеты «Сочи-2014».
Корабль преодолевал дистанцию с поистине олимпийской скоростью. Путь в две с половиной тысячи километров сквозь льды и торосы в условиях полярной ночи был пройден за девяносто один час. Средняя скорость движения составила 15,6 узла. Быстрее, чем в летнее время. Льды начались сразу за Землей Франца Иосифа, примерно с 82-го градуса северной широты. Еще одним испытанием для экипажа ледокола и участников эстафеты стала полярная ночь, наступившая практически сразу после того, как атомоход пересек 80-й градус северной широты. Оставшуюся часть пути до полюса атомоход шел в постоянной темноте, освещая себе дорогу мощными прожекторами. В ночных условиях пришлось проводить и непосредственно эстафету на Северном полюсе. Дистанцию освещали огни ледокола.
К заветной точке маршрута корабль подходил, проламывая лед толщиной два с половиной метра. Благодаря тому, что в районе прибытия находилась прочная и достаточно большая льдина, высадку на лед участников олимпийской экспедиции удалось осуществить непосредственно у географической отметки Северного полюса.
Первым делом на лед вынесли и установили специальные указатели расстояний от Северного полюса до столиц арктических держав и до столицы предстоящей зимней Олимпиады. До Сочи по прямой получилось 5217 километров.
Прежде чем началась сама эстафета, льдину тщательно изучили гидрологи, чтобы во время пробега и церемонии зажжения чаши на льдине вдруг не появились трещины. Наконец, гидрологи дали «добро». И арктический этап эстафеты стартовал.
Эстафета началась на палубах ледокола и продолжилась на льдине. Чести нести олимпийское пламя удостоились одиннадцать факелоносцев, внесших большой вклад в изучение Арктики, сохранение ее природных ресурсов, животного мира и экологии. Среди них – Ласси Хейнинен (Финляндия), Йенс Петтер Нильсен и Ян Гуннар Винтер (Норвегия), Карен Пэт Питни (США), Стейнгримур Йонсон (Исландия), Стивен Подборски (Канада), Сьоберг Ильва (Швеция), Маркусен Кристиан (Дания), Елена Кудряшова (Россия). В месте, где сходятся все меридианы и часовые пояса, финальный факелоносец арктического этапа эстафеты олимпийского огня, Герой Советского Союза и Герой России, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров зажег чашу в окружении факелоносцев, державших в руках флаги своих стран. «Я испытываю гордость и радость за Россию, – признался Артур Чилингаров. – Все делается для того, чтобы подчеркнуть важность проведения Олимпийских игр в Сочи. Теперь дело за спортсменами, они тоже должны быть на высоте».
Вокруг символической земной оси, на которой и была расположена чаша огня, участники олимпийской экспедиции, собравшись в хоровод, совершили, наверное, самое короткое в истории кругосветное путешествие.
Остается напомнить, что эстафета олимпийского огня «Сочи-2014» является самой продолжительной и масштабной в истории зимних Олимпийских игр. Она пройдет во всех 83 регионах страны. 14 тысяч факелоносцев и 30 тысяч сопровождающих их волонтеров пронесут его через тысячи населенных пунктов. Эстафета началась 7 октября 2013 года и финиширует 7 февраля, когда будет дан старт Олимпийским играм в Сочи.