Такое решение принял Президент России Владимир Путин по итогам совещания с представителями спортивных федераций страны по фигурному катанию и хоккею и федеральными чиновниками, состоявшегося в столице будущих Игр.
На совещании обсуждалась судьба спортивных объектов после завершения Игр. Хотя до старта главных зимних соревнований четырехлетия остается еще почти целый год, о последующем эффективном использовании олимпийского наследия необходимо позаботиться заранее. К тому же опыт зарубежных стран показывает, что после завершения Игр большинство спортивных объектов нередко или остаются вообще невостребованными, ветшают и разрушаются. Или – меняют кардинально свой изначальный профиль. Такая картина наблюдалась, например, в итальянском Турине – после состоявшихся там зимних Игр 2006 года большинство ледовых арен были превращены в торговые и выставочные комплексы, распрощавшись навсегда со своим спортивным первородством.
Настолько тотальной перелицовки в Сочи точно не случится. Тем более, если учесть, что большинство спортивных арен, построенных по уникальной технологии, имеют многофункциональный характер. Например, во дворце «Большой» можно проводить не только соревнования на льду, но и по другим видам спорта. Коробку и само ледовое покрытие в случае необходимости можно легко демонтировать и устраивать турниры по боксу, баскетболу и волейболу. Если понадобится, можно свернуть и часть трибун, а на получившейся огромной площадке благодаря специальным акустическим и световым системам можно устраивать концерты и шоу мирового класса. Масштабные зрелищные мероприятия можно будет проводить и на Центральном стадионе, где состоится церемония открытия Игр, а в 2018 году пройдут матчи мирового футбольного первенства.
А вот конькобежная «Адлер-Арена» после Олимпиады изменит свой профессиональный статус и станет огромной постоянно действующей выставочной площадкой, на которой будут проходить в том числе мероприятия ежегодного сочинского инвестиционного форума.
Еще один объект, который после Олимпиады обретет новую жизнь, – это международный медиацентр. Здесь планируется разместить торговый комплекс, гигантский торговый молл с кинотеатрами и развлекательными комплексами. «Многие торговые сети уже изъявили желание прийти туда. По нашим оценкам, после Олимпиады на этой территории в гостиницах и домах будет проживать около ста тысяч человек, поэтому клиентов у торгового центра будет достаточно», – рассказал на совещании губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
Арену «Айсберг» первоначально просили оставить за собой фигуристы, но потом передумали. «Мы все еще раз взвесили и, думаю, без проблем отдадим его велосипедистам. Ведь в стране нет ни одного велотрека международного стандарта», – сказал глава Федерации фигурного катания Александр Горшков. Тему подхватил глава Минспорта Виталий Мутко: «Почему в Сочи хорошо такой иметь? Здесь погода для велосипедистов хорошая, климат, шоссе горные…» На том и порешили.
Небольшая дискуссия возникла вокруг некоторых объектов в Олимпийской деревне. Сборной команде и в дальнейшем будет нужна тренировочная база, настаивала легендарная Татьяна Тарасова. Для размещения спортсменов, по ее мнению, идеально подойдет то здание, где во время Олимпиады будет жить российская сборная. Этот дом, считает она, надо отдать навсегда фигуристам и хоккеистам. «Отсюда можно пешком добраться до ледовых арен. Это очень удобно», – аргументировала Татьяна Анатольевна.
Споры разгорелись вокруг малой ледовой арены «Шайба». Еще перед совещанием прозвучало предложение сделать там после Игр цирк. «Шайбу» под цирк, наверное, можно, – раздумчиво согласилась было Татьяна Тарасова, но тут же засомневалась. – «Шайба» – единственный дворец с порталами для инвалидов. Они ведь тоже побеждают. Тут надо подумать». «Давайте хоккеистов послушаем», – предложил Владимир Путин. «Шайбу» под цирк не отдал бы», – сказал, как отрезал, взявший слово Владислав Третьяк. Лучший хоккейный вратарь всех времен и народов еще раз продемонстрировал, как виртуозно он умеет защищать жизненно необходимый рубеж. «Здесь, – продолжил Третьяк, – я, думаю, нужно построить детскую спортивную школу, тем более что есть такой хоккейный дворец». Затем Третьяк произнес одно волшебное слово, судьбоносное для «Шайбы». «Вы помните «Артек», – обратился он к собеседникам. – Собирали детей со всей страны, это был большой праздник, потому что дети никогда не были у моря. Мы можем здесь также создать какой-то круглогодичный центр типа «Артека». Я не знаю, как его назвать, но мы бы лучших хоккеистов сюда привозили и маленьких игроков на две-три недели. А мы из Федерации проводили бы с ними семинары, тренировки. Это было бы очень здорово…»
Идея, высказанная Третьяком, понравилась Владимиру Путину. Взяв слово, глава государства поставил точку в дискуссии вокруг «Шайбы». «Предлагаю после окончания Олимпиады создать на базе Малой ледовой арены для хоккея с шайбой Всероссийский детский спортивно-образовательный центр, чтобы дети могли здесь жить и учиться», – сказал Владимир Путин. Президент страны подчеркнул, что это должен быть федеральный объект с федеральным финансированием, призванный работать для массового детского спорта. Чтобы дети имели возможность учиться и заниматься спортом на Черном море. «Хочу еще раз подчеркнуть: это не школа олимпийского резерва, это не специализированная детско-юношеская спортивная школа, это Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Что-то похожее на «Орленок», но только со спортивным уклоном», – подчеркнул глава государства. Министерство спорта, Министерство образования и науки, а также администрация Краснодарского края к 15 мая нынешнего года должны представить президенту свои расчеты по размещению и финансированию будущего центра.