«Красные» ушли
Англия – колыбель не только футбола, но и футбольного хулиганизма. Именно там поддержка своей команды приобрела те агрессивные формы, что в наше время называются фанатизмом, и подобно эпидемии перекинулась на другие страны мира.
В те дни, как и сегодня, британские клубы и сборная частенько колесили по Европе, играя выездные матчи в разных турнирах. Вместе с футболистами по городам и весям Старого Света гастролировали шумные ватаги нетрезвых, как правило, фанатов. Для европейцев они становились сущим кошмаром. Драки и погромы были гарантированы. «Мы способны на все – бить, крушить. И даже – убивать», – похвалялись головорезы в объективы телекамер. В том, что эти слова не пустая бравада, мир с ужасом убедился 29 мая 1985 года. В тот день на стадионе «Эйзель» в Брюсселе в финальном матче Кубка чемпионов «Ливерпуль» играл с итальянским «Ювентусом». В перерыве игры «красные» с камнями и железными прутьями набросились на итальянских болельщиков, сидевших на соседней трибуне. Под напором толпы рухнула каменная стена стадиона. В побоище погибли тридцать девять человек, более четырехсот получили ранения.
Брюссельская трагедия заставила УЕФА и ФИФА пойти на беспрецедентные карательные меры – английские клубы на пять лет исключались из розыгрыша еврокубков. Реальная угроза изгнания из всех турниров нависла и над сборной Англии.
Петух клюнул. И англичанам пришлось шевелиться всерьез. Довольно быстро там пришли к пониманию, что лечить «фанатскую болезнь» возможно только комплексно, объединив усилия различных ведомств. Но главная задача, что неудивительно, легла на органы правопорядка. Было сформировано даже самостоятельное подразделение футбольной полиции. Ее сотрудники собирают и обрабатывают информацию обо всех футбольных событиях в стране, разрабатывают стратегию борьбы с хулиганами и координируют деятельность всех служб безопасности, связанных с футболом. За каждым профессиональным клубом, в каком бы дивизионе он ни играл, закреплен офицер так называемой футбольной разведки. Он работает с местным фан-клубом и болельщиками, собирает информацию о группах фанатов. На основе его данных разрабатывается комплекс мер по поддержанию правопорядка на стадионе во время матчей.
Парламент Великобритании тем временем принял ряд законов, касающихся футбольной безопасности. Так вот, даже попытка (всего лишь!) использования пиротехники на стадионе, равно как выброс на поле посторонних предметов, скандирование нецензурных речовок, так популярных у российских фанов, – все это отнесено в Британии к категории футбольных правонарушений. Наказания за них предусмотрены также «футбольные», но крайне суровые. Закрытый доступ на стадион – само собой. Мало того, хулигану могут запретить появляться вообще в городе в дни матчей, вплоть до домашнего ареста сроком на сутки. А если команда играет на выезде, то в день игры фанат, получивший «красную карточку», обязан явиться в отделение полиции по месту жительства и отметиться в специальной книге контроля. Если же не срабатывают «футбольные» наказания, наступает черед административной и даже уголовной ответственности.
Каждый нашкодивший фанат попадает под колпак футбольной полиции, где ведется подробнейшая база данных, включающая фото- и видеоматериалы с мест фанатских преступлений…
Англичанам, как видим, удалось прижать к ногтю своих футбольных экстремистов. И на стадионах в Великобритании бесчинства прекратились. По-тихому ведут они себя и за границей. Пиво, песни хором, но никакого мордобития. Выходит, укротить фанатов все же можно. Но дело это, судя по английскому опыту, очень кропотливое, неброское, лишенное эффектных внешне, воинственных эпизодов с участием бойцов ОМОНА. Дело, требующее времени, терпения и профессионализма. Тогда все получится.